Формирование лексических навыков говорения на среднем этапе обучения иностранному языку | Пример курсовой работы

Формирование лексических навыков говорения на среднем этапе обучения иностранному языку

Цель работы – изучение особенностей формирования лексических навыков говорения на средней ступени обучения.

Как полагает Л.М. Вайсбурд, в обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее, следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов [7].
В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются всего две его разновидности: свободный и стандартный (типовой) [5].
Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.
При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу [5].
Первый путь – обучение диалогу на основе образца (опоры). Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:
– тексты диалогов-моделей;
– содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
– описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
– картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Второй способ обучения диалогу предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов [7]:
– учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведенным образцом;
– уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;
– предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.
Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры возможно совершенствование диалогических навыков и умений.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе обучения лексической стороне речи необходимо формированить продуктивные (обусловливающие развитие умений говорения и письма) и рецептивные (обусловливающие осуществление рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексические навыки.
Целью обучения говорению, как продуктивному виду речевой деятельности, является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях.
Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога. Следовательно, обучение говорению включает в себя обучение монологической и диалогической речи.
М.Л. Вайсбурд выделяет два основных пути формирования умений монологического высказывания (говорения). Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур [6].
При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу. Первый путь – обучение диалогу на основе образца (опоры). Второй путь предполагает обучение диалогу без образца-опоры.
Нами были выделены основные принципы обучения устной речи. В данном случае мы согласны с мнением И.Л. Бим и считаем, что современная методология преподавания иностранных языков базируется на следующих принципах обучения устной речи [2]:
– принцип коммуникативной направленности;
– принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации;
– принцип коммуникативной деятельности;
– принцип интенсивной практики;
– принцип поэтапности речевых умений;
– принцип адекватности.
Во второй главе нами был проведен анализ УМК «Немецкий язык» для 5 класса авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой. Данный УМК нацелен на закрепление умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения. На наш взгляд УМК «Немецкий язык» для 5 класса авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой содержит достаточное количество разнообразных заданий, способствующих развитию лексического навыка говорения. Кроме того, данный УМК будет способствовать повышению качества языковой подготовки учащихся, формированию интереса к изучению иностранного языка.
Нами был разработан комплекс условно-речевых упражнений, предназначенный для формирования лексического навыка говорения на этапе тренировки по теме «Wie ist der Verkehr in einer modernen Grossstadt? Wie orientiert man sich hier?».
Отмечено, что работа по формированию лексического навыка говорения на этапе тренировки не ограничивается предложенными выше упражнениями. Опыт и инициатива педагога, а также творческий подход помогут разработать большое количество интересных и доступных для школьников заданий и упражнений, способных сделать работу по формированию лексического навыка говорения интересной и продуктивной.
Цель работы – изучение особенностей формирования лексических навыков говорения на средней ступени обучения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!