Формирование культуры здоровья младшего школьника

Цели и задачи

Цель исследования — выявить педагогические средства формирования культуры здоровья младшего школьника.

Введение и актуальность


Также разделяют виды деятельности, по которым ведется внеурочная работа: игровая, познавательная, досугово-развлекательная (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, техническое творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая [24, с.15]. В контексте данной работы был выбран познавательный вид внеурочной деятельности, т.к. формы, которые входят в данный вид оптимально подходят для формирования культуры здоровья младшего школьника.
Существуют 3 уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Первый характеризуется получением учащимся социальных знаний, первичного понимания социальной жизни, т.е. теоретическое обеспечение по выбранной теме. На данном уровне происходит взаимодействие непосредственно между учителем и учащимся.
Для второго уровня результатов специфично получение опыта переживания и отношения к социальным ценностям общества, а именно эмоциональный опыт. На втором уровне область расширяется, и сводится к работе между школой и учащимися.
И на третьем уровне идет получение учащимся практического опыта применения своих знаний. Также изменяется область применения знаний учащегося. На третьем уровне предлагается проводить работу школьником самостоятельно либо в новом месте применения, либо между школами [30].

Заключение и вывод

Одним из основных факторов способствующих развитию нашей страны является состояние здоровья подрастающего поколения. Культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового образ жизни у человека. В связи с этим, главная задача образовательных учреждений состоит не только в том, чтобы дать знания по определенным учебным предметам, но и подготовить своих выпускников для вхождения в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации.
Воспитание ответственного отношения к здоровью следует начинать в раннем возрасте. Однако наиболее предрасположены для осуществления этого процесса младшие подростки.
Первая задача нашего исследования состояла в уточнении представления о сущности понятия «культура здоровья». На основе теоретического анализа различных подходов к проблеме культуры здоровья младших школьников было выявлено следующее:
- Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества, и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
- Здоровье – это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды.
- Культура здоровья – это осознанная система действий и отношений, в значительной мере определяющая качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровья других людей, а также ведения здорового образа жизни.
Определение понятия культуры здоровья позволило поставить вторую задачу нашего исследования: выявить особенности формирования культуры здоровья младших подростков.
При формировании культуры здоровья младших школьников необходимо учитывать следующие особенности:
1. Чередование умственной и физической нагрузки;
2.Создание благоприятных условий для физического развития младших подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе);
3. Учет педагогами и родителями физиологических особенностей младшего школьника;
4. Использование педагогом при подаче учебного материала как конкретно-образные характеристики, так и логические, абстрактные, понятийные связи и отношения;
5. Культура здоровья формируется в разных областях социализации ребенка, в них входят семья, школа, друзья и т.д. мы можем создать благоприятные условия формирования культуры здоровья в школе, как в образовательной, так и во внеурочной деятельности.
Третья задача заключалась в изучение уровня сформированности культуры здоровья младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по диагностике сформированности культуры здоровья младших подростков проводилась на базе Муниципального казенного образовательного учреждение «Шебалиновская средняя школа» В эксперименте принимали участие 20 учащихся 1 «А» класса.
Для диагностики нами были использованы следующие методики:
- Методика исследования уровня представлений о здоровье и эмоциональном отношении к проблемам здоровья (модификация теста О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова «Здоровье или болезнь?»; адаптация Г.А. Хакимовой):
- Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
- Беседа «Факторы окружающей среды.
- Анкета «ЗОЖ» (разработана институтом возрастной физиологии РАО, под руководством д.б.н. М.М. Безруких).
- Анкета «Твой образ жизни».
Методики были подобраны почти для каждого показателя выделенных критериев. Так для каждого показателя когнитивного критерия были выделены методики.
По проведению первого этапа педагогического эксперимента были получены данные, в которых содержалась информация об уровнях сформированности культуры здоровья. А именно, большинство учащихся контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень сформированности культуры здоровья. Также выявилось, что в контрольной группе больше учащихся с достаточным уровнем сформированности культуры здоровья, в сравнении с экспериментальной. Это подвело к тому, что работу необходимо вести с экспериментальной группой и, в связи с этим, был проведен формирующий этап эксперимента.
После проведения формирующего этапа эксперимента уровни сформированности культуры здоровья у учащихся экспериментальной и контрольной групп стали отличаться. В экспериментальной группе увеличилось количество учащихся с достаточным и высоким уровнем сформированности культуры здоровья. Так же стоит отметить снижение низкого уровня сформированности культуры здоровья детей из экспериментальной группы, в сравнении с детьми из контрольной группы.
Четвёртая задача нашего исследования состояла в апробировании форм и методов формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте.
В процессе формирующего эксперимента мы использовали следующие формы и методы:
Первое занятие проводилось под названием «Из чего мы состоим?». Цель данного занятия: формировать первоначальные представления об организме человека.
Второе занятие разделялось на 2 части (1 практическое и 1 теоретическое) и проходило под одной темой «Как мы живем?». Цель: формирование знаний о системах организма человека.
Третье занятие носило название «Почему мы спим?». Целью этого занятия было формирование знаний о нервной системе, анализаторов человека и о сне.
После формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап, на котором были выявлены результаты уровня сформированности культуры здоровья. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем сформированности культуры здоровья составляли 22,6%, в контрольной группе этот же уровень составляли лишь 10,6% учащихся. Дети с высоким уровнем хорошо ориентируются в названиях органов и систем человека, а также демонстрировали лучшее знаний правил дорожного движения.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс занятий во внеурочной деятельности ведет к формированию культуры здоровья у младшего школьника. Данные занятия повышают мотивацию к ведению здорового образа жизни, увеличивают объем знаний о здоровье и теле человека, позволяют применять полученные знания и умения на практике. Однако не стоит формировать культуру здоровья только во внеурочной деятельности, т.к. использование в учебной деятельности методов и приемов позволит увеличить сферу воздействия на формирование культуры здоровья у младшего школьника. Но использование методов и приемов во внеурочной деятельности достаточно эффективно способствуют формированию культуры здоровья младшего школьника. Можно сделать вывод о том, что гипотеза данной работы была подтверждена.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ