Формирование финансовых резервов в современной России: их динамика и проблемы развития

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение динамики финансовых резервов, проблем их развития в современной России и определение путей повышения эффективности управления финансовыми резервами.

Введение и актуальность


Для оценки эффективности управления инвестиционным портфелем и ограничения рисков, связанных с его управлением, осуществляется формирование нормативных портфелей, и устанавливаются предельные значения отклонений фактических параметров инвестиционного портфеля от нормативных. МинФин должно направлять в Правительство Российской Федерации квартальные и годовой отчеты о результатах инвестирования средств фонда.
Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствии использует средства на меры, перечисленные в его названии независимо от учреждений зоны бедствия бюджетов, страховых фондов и других источников. В целях повышения эффективности действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации он образуется в размере не менее 0,1% объема резервного фонда Правительства Российской Федерации, установленного в федеральном бюджете [11].
В соответствии со ст. 82 БК РФ, Резервный фонд Президента Российской Федерации формируется в составе расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Расходование средств фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает такие распоряжения на основании представлений заинтересованных лиц. Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента Российской Федерации о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами Федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации не допускается на проведение выборов, референдумов и на освещение деятельности Президента Российской Федерации.
Как убеждает мировая практика, золотовалютные резервы играют важную роль в достижении устойчивости национальных валют. От их состояния зависят бесперебойность международных расчетов, своевременность погашения и обслуживания внешнего государственного долга при временных нарушениях равновесия платежного баланса. В мировой практике и статистике золотовалютные резервы иначе называют резервами международных ликвидных средств.
Обычно золотовалютные резервы государства имеют две составляющие: централизованный запас золота и фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы – Центральный (Национальный) банк, МинФин. Обе составляющие считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из [7, c. 107]:
монетарного золота (страхового резервного фонда), ценности, которую можно продать на рынке, поместить в залог с целью приобретения денежных средств, необходимых для международных платежей;
запаса иностранных валют, включающего валютные активы Центрального банка и Министерства финансов в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах с высоким рейтингом;
резервной позиции в МВФ, в пределах которой страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в свободно конвертируемой валюте;
специальных прав заимствования (СДР), эмитируемых и распределяемых МВФ среди его членов в качестве резервного актива, предназначенного для урегулирования сальдо платежного баланса путем обмена на нужную иностранную валюту.
Каждое государство создает такой объем золотовалютных резервов, который диктуется конкретной ситуацией, задачами внутренней и внешней политики, учитывая, в частности, пики погашения внешнего долга. Существуют разные критерии определения достаточности золотовалютных резервов. Как правило, они увязываются с объемом импорта. Например, рекомендация Международного валютного фонда гласит: объем валютных резервов центрального банка должен составлять сумму трехмесячного импорта. В мировой практике используется и другой, усложненный, критерий достаточности золотовалютных резервов государства: трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны.
В Банке России золотовалютные резервы рассматривают в качестве одного из важных факторов формирования в стране денежной массы – основы внутреннего денежного обращения. Поэтому, как здесь считают, недопустимы произвольные подвижки объема золотовалютных резервов. Иначе это может повлечь такое изменение величины денежной массы (денежного предложения), которое способно дестабилизировать национальную экономику [9, c. 17-23]. Золотовалютные резервы обеспечивают взаимодействие двух механизмов: внешнего – валютного и внутреннего – денежного обращения.

Заключение и вывод


Итак, в нашей работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам проделанной работы необходимо сделать ряд выводов и обобщений.
Как показало исследование, государственные финансовые резервы участвуют в регулировании экономической и социальной деятельности на всех уровнях управления и выступают средством проведения финансовой политики государства. Главными финансовыми фондами государства являются золотовалютные резервы Центрального банка и средства Резервного фонда.
Официальные золотовалютные резервы России на сегодняшний момент достигли 160.0 млрд. долл., при этом наша страна занимает 7-е место в мире по их объему. Они «работают» на российскую экономику только самим фактом своего существования, однако доходность размещения резервов находится на минимальном уровне Увеличение золотовалютных резервов в условиях зависимости от мировых цен на нефть позитивно влияет на инвестиционную привлекательность России: снижает риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры, а также уменьшая вероятность резких колебаний курса национальной валюты. Однако рост золотовалютного запаса страны свыше оптимального уровня можно рассматривать скорее как недостаток национальной экономики, нежели как позитив. накопленные золотовалютные резервы почти в два раза превышают оптимальный уровень, а это - прямой вычет из инвестиционного потенциала экономики, из валовых национальных сбережений.
Отрицательно можно оценить тот факт, что хоть величина резервов и растет, доля золота в структуре резервов снижается. Поскольку в настоящее время на валютном и финансовом рынках складывается нестабильная ситуация в отношении основных резервных валют (евро и доллара США), необходимо м увеличить долю золота в структуре золотовалютных резервов до 30 %. Это благоприятно скажется на укреплении российской валюты, к тому же цена на золото растет. Кроме этого, необходимо стремиться к большей диверсификации структуры золотовалютных резервов: следует повысить долю таких валют как английский фунт стерлингов и швейцарский франк, что позволит снизить риски, связанные с колебаниями курсов основных резервных валют.
Использование излишних золотовалютных резервов Центробанка для инвестирования могло бы способствовать экономическому росту. По оценкам экспертов, более 15 млрд долларов из этих запасов могут быть использованы для целей инвестиционного кредитования российской экономики.
В настоящее время остро стоит вопрос о возможности потратить средства Стабилизационного фонда сверх базового объема в 500 млрд руб. выдвигаются предложения о использовании резерва на повышение зарплат и пенсий, а также на инфраструктурные проекты. Однако использование средств фонда внутри страны, нецелесообразно, поскольку этот источник может иссякнуть в случае падения мировых цен на нефть, а расходование фонда внутри страны может увеличить инфляцию.
В ходе исследования, проведенного в рамках данной работы, выяснилось, что наиболее целесообразно расходовать средства фонда на досрочное погашение внешнего долга. Внешний долг России в четыре раза дороже по обслуживанию, чем, например, долг США. Обслуживание внешнего долга в среднем обходится России в 6-7% годовых в валюте.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ