формирование эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе | Пример курсовой работы

формирование эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Цель работы – изучить формирование эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Организация игры и других продуктивных видов деятельности занимает важное место в подготовке ребенка к школе. В процессе игры впервые у ребенка возникают общественные мотивы деятельности, формируется и развивается восприятие, мышление, совершенствуются общественные навыки взаимоотношений. В такой деятельности необходимо руководство взрослых, так как они знакомят детей со своим опытом общественного поведения, передают полезные знания и вырабатывают нужные навыки. Умения в области учебной деятельности формируются в процессе систематического обучения дошкольников на занятиях.[11, с.53]
Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенок с нетерпением готовится к школе.[22, с.91]
У маленьких детей с момента начала обучения возникает проблема адаптации в школе. Дети находятся в ситуации неопределенности и их это очень волнует. Ребенок испытывает волнение перед школой, потому что он переходит в новые условия, несравнимые с детским садом. Иногда детям приходится подчиняться большинству даже вопреки своим желаниям. Из-за этого ребенок начинает испытывать психологические трудности, тревожность.
Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:
а) радостное ожидание начала обучения в школе;
б) достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
в) сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).
Путь в мир прекрасного начинается очень рано, привитие эстетического вкуса обеспечивает семья. Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанности к родителям, заставляет гордиться ими, способствует созданию благоприятных отношений в семье.
Эстетический вкус развивается и в привлечении внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира. Старшие помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть очень осторожны.[25, с.34]
На современном этапе развития науки психологическую готовность ребенка к обучению в школе рассматривают как совокупность различных характеристик ребенка. В составе психологической готовности исследуются психологические качества, которые формируют внутренние предпосылки для нормального существования в новой социальной среде, и для функционирования учебной деятельности.
Психологическая готовность к школьному обучению имеет следующую структуру (основные компоненты):
мотивационная (личностная),
интеллектуальная,
эмоционально – волевая.
Под мотивационной готовностью понимается наличие у ребенка желания учиться. Для того, чтобы такое желание возникло необходимо сообщать ребенку информацию о школе на понятном языке.
Личностная готовность к школе проявляется в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, формирует и развивает у детей такие качества, которые помогают им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка небольшого набора различных знаний, умений, навыков также в области учебной деятельности. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Экспериментальная часть данной работы (констатирующий эксперимент) осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуница», города Ставрополя.
В образовательном учреждении были исследованы дети подготовительной группы. Всего было обследовано 28 детей возрасте 6-7 лет. Все дети обучаются по общей программе.
По результатам исследования (констатирующего эксперимента) сделаны выводы о преобладании у детей шести семи лет среднего уровня готовности к школьному обучению. Высокий, ниже среднего и низкий уровень находятся практически в равном соотношении, с небольшим преимуществом уровня ниже среднего. Также было выявлено, до дети находятся не в достаточно спокойном эмоциональном состоянии, необходимом для школьного обучения.
Результаты первичной диагностики подтвердили необходимость проведения коррекционной работы, направленной на повышение уровня готовности к обучению в школе.
Далее с данной группой детей в течение двух месяцев проводились мероприятия (формирующий эксперимент), направленные на развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка. Данные мероприятия позволяют в дальнейшем ребенку быстро приспособиться к школьному образу жизни.
На последнем этапе исследования была проведена повторная диагностика (контрольный эксперимент), результаты которого были очень хорошими. В результате коррекционный работы у детей улучшилось эмоциональное состояние, они стали более спокойными, научились концентрироваться на определенной деятельности. Кроме того, у детей повысился уровень готовности к обучению к школе. Ни один ребенок не остался с низким уровнем.
Результаты повторной диагностики подтверждают, что проведенная работа по формированию психологической готовности детей к школьному обучению имеет эффективность, и значит практическую значимость.
Таким образом, рабочая гипотеза нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута и задачи решены.
Цель работы – изучить формирование эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!