Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия). | Пример курсовой работы

Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия).

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию товарной политики ООО «Лучшие воды».

Наряду с концепцией оптимизации ассортимента используется термин гармонизация ассортимента. Последнее предполагает количественные и качественные изменения в структуре ассортимента, направленные на объединение реального и оптимального ассортимента. В то же время в качестве оптимального ассортимента можно признать самые успешные отечественные и зарубежные магазины, близкие по формату к вашему магазину. [5]
Для внутреннего розничного рынка гармонизация ассортимента является довольно новым направлением в деятельности ритейлеров, и это относится, прежде всего, к крупнейшим игрокам рынка, которые стремятся сформировать свой ассортимент, принимая за стандарт диапазон крупных известных зарубежных магазины.
Выбор в пользу того, в каком направлении оптимизировать ассортимент, во многом зависит от социально-экономических условий в стране. В условиях позитивного экономического развития ассортимент магазина, как правило, оптимизируется за счет его расширения и частых обновлений. В условиях кризиса, наоборот, ассортимент оптимизируется за счет сокращения и довольно редких обновлений. [14]
Такой подход к оптимизации ассортимента магазинов объясняется тем, что в условиях стабильного экономического развития и экономического роста, которые сопровождаются увеличением доходов населения и доходов корпораций, покупательская способность как населения, так и предприятий растет , что требует от магазинов расширения ассортимента с целью удовлетворения растущего спроса. Более того, в контексте экономического роста, когда производственные компании обладают значительными ресурсами, они могут осуществлять ряд мероприятий по разработке и сбыту новых продуктов, что делает это необходимым, наряду с расширением ассортимента, для осуществления его ( или его часть) систематическое обновление. [13]
В условиях кризиса наблюдаются обратные процессы: доходы населения, прибыль предприятий и инвестиционные бюджеты сокращаются, потребительский спрос падает, поэтому магазины сталкиваются с проблемой продажи товаров. В таких условиях многие магазины, чтобы пережить кризис и остаться на рынке, вынуждены сокращать свой ассортимент и не могут позволить себе часто обновлять его, так как введение в структуру ассортимента новых товаров – это всегда риск, и в условиях ограниченных финансовых ресурсов магазины опасаются идти на риск. [12]
Ассортимент продукции (товарная номенклатура) – это совокупность всех видов продукции, выпускаемой и предлагаемой на рынке.
Тип продукта – это конечный продукт производства с определенным функциональным назначением и названием.
Виды товаров делятся на товарные группы в соответствии с функциональными характеристиками, качеством, ценой и т. Д.
Каждая ассортиментная группа состоит из ряда ассортиментных позиций (моделей, брендов, размеров), которые формируют самый низкий уровень классификации [11].
Основными характеристиками ассортимента являются широта, насыщенность, глубина и гармония.
Широта ассортимента продукции – это количество групп товаров, производимых и реализуемых организацией (предприятием).
Насыщенность ассортимента продукции – это общее количество единиц товара во всех товарных группах [7].
Глубина ассортимента продукции выражается количеством позиций (моделей, предложений) каждого отдельного товара в ассортиментной группе.
Гармония (сопоставимость, сбалансированность) ассортимента продукции – это соотношение товаров разных товарных групп с точки зрения их функционального назначения, требований к организации производства и маркетинга [6].
Существует четыре основных принципа формирования ассортимента продукции:
– функциональные (в непосредственной близости от выполняемых функций) – бытовая техника, кухонная мебель, наборы посуды, руководства и т. д .;
– потребитель (по группам потребителей) – товары для детей, молодежи, пожилых людей и т. д .;
– продажи (по типу посредника, торговых организаций или по стилю продажи) – товары, продаваемые в супермаркете, супермаркете, гостиничном киоске;
– цена (уровень цен) – цены на товары, товары со скидкой, товары одной цены.
Оптимизация ассортимента продукции – это непрерывный процесс, который осуществляется с учетом жизненного цикла продукции.
В маркетинговой практике используются следующие способы оптимизации ассортимента продукции: [12]
– расширение (увеличение) ассортимента продукции – включение в ассортимент продукции новых товарных групп;
– увеличение насыщенности товарного ассортимента за счет выпуска новых товаров в рамках существующих товарных групп;
– углубление (дифференциация) ассортимента продукции путем предложения потребителю большего количества вариантов (модификаций) каждого товара;
– изменение гармонии между товарами разных ассортиментных групп;
– упорядочение ассортимента продукции, что обычно выражается в концентрации усилий на производстве части существующего ассортимента. Эта необходимость может быть обусловлена ​​рядом факторов, в том числе: увеличением затрат и рисков, связанных с хранением продукции на складе и с ее реализацией; колебание спроса; ухудшение конъюнктуры рынка.
Оптимальный ассортимент продукции хозяйствующего субъекта, как правило, включает в себя [4]:
– товар-лидеры, которые определяют успех организации (предприятия), широкую клиентуру, прибыль. Обычно они появляются как новые продукты.
– товары-локомотивы, которые тянут другие продукты предприятия и способствуют утверждению бренда;
– стимулирующие («вызывающие») товары, которые привлекают покупателей по более низким ценам. Это известные продукты. Их низкие цены покупатель распространяет и на другие товары предприятия;
– тактические товары, которые дополняют существующий ассортимент, чтобы клиент не обращался к конкуренту. Это рентабельное производство;
– внедрены продукты, которые нуждаются в поддержке и благоприятном моменте для выхода на рынок;
– устаревший продукт (уход с рынка), который требует модификации или ухода с рынка.
Задача маркетологов – выбрать наиболее подходящее соотношение между этими типами продуктов [5].
Таким образом, в заключение первой главы можно сделать следующие выводы:
1) товарная политика – это совокупность маркетинговых принципов, методов и действий, связанных с формированием и управлением товарным портфелем компании;
2) жизненный цикл товара представляет собой период времени от идеи товара до прекращения его реализации на целевом рынке и описывается изменениями показателей продаж и прибыли с течением времени на разных его этапах;
3) оптимизация ассортимента продукции осуществляется с учетом жизненного цикла. Оптимизация ассортимента продукции может быть осуществлена ​​за счет: расширения (увеличения) ассортимента, увеличения насыщенности, углубления (дифференциации) ассортимента и т. Д.
Товарная политика представляет собой совокупность маркетинговых принципов, методов и мероприятий, связанных с формированием и управлением товарным портфелем предприятия. При формировании товарной политики существенную роль играет жизненный цикл продукции. Жизненный цикл товара – это промежуток времени от замысла продукта до прекращения его реализации на целевом рынке и описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени на различных его стадиях. Оптимизация товарного ассортимента может быть осуществлена за счет: расширения (наращивания) ассортимента, увеличения насыщенности, углубления (дифференциации) ассортимента и др.
Ключевую роль в успехе и эффективности производственно-экономической деятельности любого производственного предприятия играет один из основных элементов маркетинг-микс, а именно товар и товарная политика. Товарная политика имеет важное значение для деятельности производителя, так как ее элементы являются важнейшими критериями ценности товара для потребителя. К элементам товарной политики относят качество товара, конкурентоспособность, ассортимент, марка, упаковка, сервисное обслуживание и др.
Сердцевиной деятельности любого предприятия является товар – сложное социально – экономическое понятие рыночной экономики. Товар – это сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять того, кто им владеет.
Переориентация производства на потребителя вызвала необходимость детального изучения его потребностей, вкусов и их корректировки в целях продвижения товаров на рынке. Отвечая на эти потребности, на предприятиях стала формироваться товарная политика как особое направление их деятельности. Безусловным фактором развития эффективной товарной политики должна является ориентация на специфику потребителя, сформированную социально-культурной и экономической средой его жизнедеятельности.
Как следует из содержания описанных процедур формирования товарного ассортимента и их порядка, служба маркетинга при его разработке должна обеспечить координацию и взаимодействие научно-технических и опытно-конструкторских служб, производственных, сбытовых, сервисных, рекламных и иных подразделений с тем, чтобы добиться наибольшего соответствия выпускаемых изделий нуждам и потребностям покупателей. Если такое взаимодействие не обеспечено, то в ассортимент товара могут быть включены те, которые не найдут спроса на рынке, что приведет к невозвратным финансовым потерям. Следовательно, основная задача службы маркетинга при формировании товарного ассортимента заключается в подготовке соответствующей требованиям рынка спецификации на изделие (новое и изменяемое), передаче ее проектному (конструкторскому) отделу, отслеживании результатов испытаний опытных образцов с внесением необходимых корректив, обеспечивающих доведение потребительных свойств товара до требований рынка.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию товарной политики ООО «Лучшие воды».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!