Форма государственного устройства | Пример курсовой работы

Форма государственного устройства

Цель исследования заключается в уточнении понятийного аппарата содержательного компонента формы государственного устройства.

Анализируемый государственно-правовой феномен тесно связан еще с одним существенным свойством государства — территориальной организацией населения. Форма государственного устройства, при своей кажущейся абстрактности самым непосредственным образом касается, а подчас и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Корректно и вовремя решенные вопросы государственного устройства в существенной мере обеспечивают стабильность государства, его эффективное и плодотворное функционирование.
Таким образом, определяя формы государственного устройства, надлежит учитывать следующие значимые признаки данного феномена: во-первых, формой государственного устройства отражается лишь внутренняя территориальная организация власти в стране, во-вторых, ею охватывается лишь государственная власть и к местному самоуправлению она не имеет отношения и, в-третьих, ею характеризуются взаимоотношения государства и его составных частей, получающие выражение в той или иной степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.
В самом общем виде форму государственного устройства можно определить как способ территориальной организации государства. Ею определяется внутреннее строение государства, деление государства на составные части (территории) и принципы их взаимоотношений между собой.
Формой государственного устройства отражается лишь внутренняя территориальная организация власти в стране; ею охватывается лишь государственная власть; ею характеризуются взаимоотношения государства и его составных частей, получающие выражение в той или иной степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.
Все выделяемые в научной литературе формы государственного устройства можно сгруппировать по двум видам: а) простая форма; б) сложная форма. В классификации форм государственного устройства нет единства. Бесспорными формами государственного устройства следует признать унитарную и федеративную, все остальные формы являются предметом научных дискуссий.
Во многих учебных изданиях по теории государства и права конфедерацию относят к сложной форме государственного устройства. Между тем, определение и признаки конфедерации указывают на то, что формой государственного устройства она не является, а является межгосударственным объединением.
Федерация представляет собой договорное и конституционно закрепленное и оформленное объединение (союз) юридически относительно самостоятельных государственно-региональных образований, формирующее единое государство на принципах правового верховенства и суверенитета единого государства (федерации) на всей его территории, разделения полномочий и предметов ведения между федерацией в лице ее органов государственной власти и образующими федерацию ее субъектами в лице их органов государственной власти, взаимодействия (соучастия) федерации в целом и ее субъектов, гарантированном участии субъектов в деятельности общефедерального парламента (законодательного органа власти) и возможности федерации в крайне необходимых случаях осуществлять вмешательство для достижения единых общефедеративных целей и интересов во внутренние дела отдельных субъектов, единого гражданства в масштабах федерации с равенством прав, свобод и обязанностей граждан, свободы объединения и равноправия субъектов.
Выбор федеративной формы целесообразен для стран с обширной территорией и составом населения, представленным многими национальностями. В этом случае обеспечивается: внутренняя целостность союзного, сложносоставного государства; суверенитет государственной власти в условиях высокой самостоятельности субъектов федерации; сглаживание диспропорций в уровне экономического развития отдельных частей территории государства; согласие между представителями различных национальностей; стабильность политического развития страны при двойственном характере правовой системы.
Важными чертами унитарного государства, отличающего его от других форм государственного устройства, являются следующие: во-первых, это обеспечение наилучшим образом единства и государственной целостности, а, во-вторых, включение в свой состав определенных территориальных образований, наделяемых особыми полномочиями негосударственного характера.
В своем составе самостоятельных государств либо государственных образований унитарное государство не имеет. Наиболее очевидные преимущества унитарной формы выражаются в том, что несложная, единая система органов государства опосредует создание благоприятных условий для наиболее оперативного управления всеми сторонами социальной жизни; единой системой права унитарии обеспечивается бесконфликтное правовое регулирование.
Цель исследования заключается в уточнении понятийного аппарата содержательного компонента формы государственного устройства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!