Форма государственного правления: понятие, признаки, разновидности | Пример курсовой работы

Форма государственного правления: понятие, признаки, разновидности

Цель исследования – теоретическое исследование и раскрытие основных форм правления.

Слово “республика” появилось в Древнем Риме и в переводе с латыни означает “общее дело” или “общественное дело”. Отличить республику от монархии очень просто – в ней нет монарха. Все лица, управляющие страной, по закону ответственны перед народом и приходят к власти при помощи выборов на определенный срок. Две основные формы республики: президентская и парламентская. Кроме того, есть государства с неким промежуточным вариантом – “парламентско-президентская (смешанная) республика”, а также ряд других республик, где вообще нет президента или парламента в классическом виде.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
В конце XVIII в. английские колонии в Северной Америке добились независимости. Возникла новая страна с республиканским строем – Соединённые Штаты Америки. Американцы были потомками английских переселенцев, поэтому форма правления в их стране напоминала дуалистическую монархию, существовавшую тогда в Англии.
Американцы создали свой парламент – Конгресс, которому принадлежала законодательная власть. Также им нужен был кто-то вместо короля, кто встанет во главе государства и будет формировать исполнительную власть.
Для такого человека они придумали термин “президент” (от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди, во главе”). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Такая форма правления называется президентской республикой. В ней исполнительная власть принадлежит всенародно избранному президенту, а законодательная – парламенту. Парламент принимает законы, а президент формирует правительство и руководит его работой. Иногда такую форму правления называют дуалистической республикой, поскольку она, как видите, похожа на дуалистическую монархию. Такую форму правления заимствовали соседи американцев по континенту и многие другие страны. Сегодня президентскими республиками, помимо США, являются большинство государств Латинской Америки (в том числе Аргентина, Мексика и Бразилия), а также некоторые страны Африки, Азии и бывшего СССР.
Большинство европейских стран пошли другим путём. Они копировали модель не дуалистической, а парламентской монархии. Короля они тоже заменили на президента. Но у этого президента, как и у короля в парламентской монархии, нет почти никаких полномочий. Правительство формирует партия или коалиция партий, победивших на парламентских выборах. Основная власть в этой ситуации – у премьер-министра, которым обычно становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Т.е. правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Третий вид республик – парламентско-президентские (смешанные). Дело в том, что в некоторых странах смешаны разные элементы президентской и парламентской республики. Варианты тут могут быть самыми разными. Например, президент может быть главой правительства, но кандидатуры министров утверждает парламент. Или президент выдвигает кандидатуру главы правительства, но назначает его только с согласия парламента. Все эти виды республик объединили в одно понятие – смешанная (парламентско-президентская) республика. Трудно выявить в них что-то общее, потому что в каждой стране работает своя схема распределения полномочий. Примеры смешанных республик – Франция, Россия, Украина.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода “советские” и “народные” республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует “исламская республика” Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием “президент” или “парламент”, либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.

В курсовой работе рассмотрены особенности различных форм правления.
В первой главе дано понятие, сущность и содержание формы правления, а также раскрыты история данного вопроса и основные факторы, оказывающие влияние на формирование формы правления. Форма правления – это элемент формы государства, способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании, который показывает, как формируются высшие органы государственной власти, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Посредством признаков, характеризующих организацию государственной власти можно сделать вывод о прошлом (в смысле предпосылок выбора формы правления определенным государством), настоящем (в смысле учета особенностей формы правления определенного государства), а также, в какой-то степени, и будущем государства (в смысле возможности усиления или ослабления отдельных институтов власти).
За многовековую историю России произошло много перемен в форме государства. Она вплоть до начала XX века прошла следующие этапы: Киевская Русь в IX-XII вв. в виде раннефеодальной монархии; в средневековье (XII-XV в.) период распада Киевской Руси и формирование отдельных феодальных княжеств, во главе, которых стоял князь единственный держатель власти; период собирания, централизации «русских княжеств» в XV-XVII вв. вокруг Московского княжества – в форме сословно-представительной монархии, уже с органами правления (Боярская Дума), которые контролировали князя; абсолютная монархия в XVII – середине XIX вв.; к началу XX Россия имела монархическое правление, которое перешло от абсолютного к буржуазному. После свержения монархии в 1917 г. Россия перешла к республиканской форме, которая прошла четыре этапа развития: нетипичная форма правления республики, связанная с переходным периодом (март – ноябрь 1917 г.), советская республика (ноябрь 1917 г. – март 1990 г.), смешанная республика (март 1990 г. – ноябрь 1993 г.) и суперпрезидентская республика (декабрь 1993 г. – настоящее время). В настоящее время Российская Федерация в соответствии с Конституцией является государством с республиканской формой правления, которая отличается многим от других стран своим сложным видом республиканской формы правления, которая выглядит следующим образом: главой государства является Президент РФ; законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.
Таким образом, исследование различных аспектов формы правления имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и исполь-зованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное Российское государство: ошибки и просчеты в разрешении этих вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.
Цель исследования – теоретическое исследование и раскрытие основных форм правления.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 − 1 =