Флоронимы в русской поэзии

В христианской традиции роза также является символом Богоматери. Роза – прямое выражение католической символики. В подтексте она восходит к финалу «Божественной комедии» – с пламенеющей розой, центральный лепесток которой символизирует Богоматерь (в стихотворении Мандельштама как раз и описывается Собор Парижской Богоматери) (А. Арьев). Роза может быть символом бога молчания – Гарпократа. Сказано под розой – значит, по секрету (С. Логинов).
Отрицательная коннотация связана:
1) с потерей красоты: Точно как роза, что вянет от мороза (Л. Гурченко); Но прекрасная Даша должна увянуть, как роза в пустыне, потому только, что дочь крестьянская (П. Львов);
2) со смертью: Странная белая роза в тихой вечерней прохладе (В. Аксенов). Эта живописная подробность сюжета о погибшем немецком поэте – офицере Христиане фон Клейсте заставляет полагать, что за его эфес цеплялись «розы смерти» (символом смерти роза особенно часто является как раз в немецкой культуре эпохи предромантизма и романтизма) (А. Арьев) [5]; Как-то он шел по фойе, а мама стояла у колонны и пела: «Я гибну, как роза…» (А. Сурикова) [14].
Также популярным русским цветком, который используется в поэтических произведениях, является ромашка: аптечная ромашка, ромашка пахучая, гадать на ромашке и др. Ромашка – один из самых известных и популярных цветков в мире. Это символ возрождения весны и определенно один из самых популярных цветков. Хрупкие, но в то же время сильные ромашки могут цвести в некоторых регионах круглый год. Однако своей кульминации цветения ромашки достигают весной, украшая луга и привнося краски в мир после серой зимы. Это простой, но безошибочно узнаваемый цветок. Зачастую его выбирают для общего представления цветов, и он очень популярен среди детей, которые любят рисовать их или дарить мамам или друг другу [13,15].
Вспомним сказку «Аленький цветочек», с которой каждым было прожито много волшебных минут в переживаниях за честную, добрую и верную своему слову младшую дочку и осуждениях жадных и корыстных старших дочерей доброго, но недальновидного купца.
Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы к другой. В данной работе я попыталась проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета. Ф. Тютчева, В. Брюсова, К. Бальмонта, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой — я пришла к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок — ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского. Пылким поклонником майской лилии долин был П.И. Чайковский. Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ