Физическая нагрузка при подготовке лыжниц-гонщиц 13-14 лет в ДЮСШ | Пример курсовой работы

Физическая нагрузка при подготовке лыжниц-гонщиц 13-14 лет в ДЮСШ

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности подготовки лыжниц-гонщиц 13-14 лет с использованием разных соотношений физической нагрузки в условиях подготовительного периода.

В подготовительном периоде тренировки наряду с воспитанием общей выносливости у лыжниц-гонщиц большое внимание уделяется повышению уровня силовой выносливости. По мнению ряда авторов [19, 30, 45, 46], основными средствами воспитания данного физического качества на этом этапе подготовки служат упражнения с отягощениями, амортизаторы, различные эспандеры, штанги и др. В. А. Струнин [46] предоставил информацию о трехгодичном эксперименте по определению оптимальных нагрузок циклических средств. Так, занимаясь с лыжниками 1-го юношеского разряда, они определили оптимальный объем нагрузок (циклических средств) в годичном цикле 1800-2000 км. Как показали врачебно-физиологические обследования за период тренировочных занятий, юные лыжники успешно освоили этот объем циклической нагрузки в подготовительном периоде.
Проведенные исследования А. А. Голева [12] показали, что в подготовительный (май-июль) период базовой подготовки, нужно повышать физическую, функциональную подготовленность, общую и специальную выносливость, скоростно-силовую и силовую подготовленность. Совершенствовать техническую подготовку. За основные средства рекомендует брать: бег, имитацию, лыжероллеры, спортигры.
И. М. Бутин [6], В. М. Ковязин [18] считают, что в начале подготовительного периода оптимальные объёмы передвижения на лыжах в одном занятии следующие: для подростков – 1.5-2 часа, для юношей – 2-2.5 часа, для юниоров – 2.5-3 часа. По их мнению, тренировка на лыжероллерах должна проводиться с ЧСС до 150-170 уд/мин. Эти специалисты также высказываются за использования в тренировках по лыжному спорту с подростками главным образом повторного и переменного методов, а в занятиях с юниорами в подготовительном периоде интервального метода в различных сочетаниях с другими.
В своей публикации В. В. Христов [54] отмечает, что в подготовительном периоде наибольший эффект дает повышение уровня выносливости и других физических качеств, при комплексном их развитии у лыжников-гонщиков 10-12 лет оказывает такое применение соотношения объёмов тренировочных средств, при котором от общего времени занятий 50% отводится средствам для развития выносливости и по 25% -упражнениям на силу и быстроту, а сочетание объёмов равномерного, переменного и игрового методов составляет соответственно на первом этапе 70%, 20%, 10% и на втором – 50%, 40%, 10%.
В работе В. Н. Плохого [37] указывается, что в начале подготовительного периода продолжительность кроссового бега для юношей должна колебаться от 50 до 70 минут. Автор считает необходимым к концу подготовительного периода доводить пробежки до 1часа 30 минут. Применение специальных средств к концу подготовительного периода является более эффективным, чем повторный бег, что доказано работой Р. А. Абатурова [1].
По данным ряда авторов [26, 27, 30, 40] на первом этапе подготовительного периода нужно выполнять бег с малой и средней интенсивностью передвижения в чередовании с обычной ходьбой, используя в основном равномерный метод тренировки и общеразвивающие упражнения. Раскрывая подготовку подростков и юношей, В. Н. Плохой [37] считает, что в подготовительном периоде тренировки развития общей выносливости можно с успехом использовать волейбол, баскетбол, специальный футбол (игра набивным мячом). Данный автор указывает, что по мере роста уровня общей выносливости у занимающихся, подвижным и спортивным играм в занятиях должно отводиться всё меньше места. Согласно данным А. Хеммерсбаха [52] наибольший эффект в воспитании специальной выносливости у мужчин в заключительном этапе подготовительного периода (август, сентябрь) дает прыжковая имитация до 3 часов. Он считает целесообразным при воспитании общей и скоростной выносливости взрослых лыжников включать в тренировку прыжковую имитацию продолжительностью 2,5-3 часа.
Анализ методической литературы по лыжному спорту показал, что большинство специалистов высказываются за необходимость применения в занятиях с лыжниками-гонщиками и в частности с лыжницами-гонщицами в подготовительном периоде спортивных и подвижных игр, как основного средства повышения уровня общей выносливости и других физических качеств [21, 25, 38, 54, 55]. Так, Ж.К. Кузнецов [22] рекомендует включать в тренировку спортсменов следующие спортивные игры: волейбол, баскетбол, игры с набивными мячами, теннис. По его мнению, длительность игровых упражнений не должна превышать 30-40 минут. Ряд авторов: Л. П. Матвеев [27], Е. Б. Мякиченко [30], Л. Н. Носкова [32] высказываются за то, чтобы спортивные игры, применяемые в тренировке лыжников (футбол, баскетбол, хоккей и др.) проводились по упрощённым правилам, а подвижные игры и эстафеты должны носить элементы различных беговых и прыжковых упражнений. Описывая методику воспитания силовой выносливости у квалифицированных спортсменов, некоторые авторы [4, 9, 13, 20] считают наиболее правильным на первом этапе подготовительного периода тренировки использовать малые веса в упражнениях со штангой: приседания, подрывы, жим ногами лёжа и др.) Они предлагают выполнять упражнения до усталости, делая 2-3 повторения. По их данным, для развития силовой выносливости в конце подготовительного периода необходимо переходить к упражнениям со средними весами. При этом авторы рекомендуют упражнения на силовую выносливость включать в тренировку на общую и скоростную выносливость.
По мнению В. И. Каменского [17] специальные упражнения следует применять с самого начала подготовительного периода тренировки, их выполнение обязательно нужно разнообразить. Для этого следует чаще изменять условия, в которых выполняются упражнения, используя самые разнообразные варианты (в скорости движения, воде, по мягкому грунту, глубокому снегу, по лестнице, в гору, в сочетании с другими упражнениями, со специальными снарядами, лыжными палками, с отягощениями и т.д.). Частые повторения специальных упражнений хорошо развивают силовую выносливость, которая, в свою очередь, способствует более успешному развитию специальной выносливости лыжника – гонщика в основном периоде. Правильное выполнение их во многом помогает созданию базы для успешного выполнения отдельных элементов техники передвижения на различными лыжными ходами.
Исследования Р. А. Абатурова [1] и И. Г. Огольцова [34] показали, что в подготовительный период на занятиях лыжников-гонщиков наибольший эффект приносит работа при ЧСС 160±5 и 180±5 уд/мин. Подводя итог литературному обзору можно утверждать, что в доступной нам научной и методической литературе по лыжному спорту все еще недостаточно полно отражены и экспериментально обоснованы многие вопросы, касающиеся физической нагрузки именно лыщниц-гонщиц. Причем, значительная часть публикаций содержит рекомендации, относящиеся преимущественно к подготовке взрослых спортсменов. Следует отметить, что методические положения и рекомендации, касающиеся вопросов планирования средств и методов общей и специальной физической подготовки юных лыжников-гонщиков большей частью основаны на обобщении опыта практики и имеют довольно общие суждения.
В системе физического воспитания молодежи и подростков лыжные гонки занимают одно из приоритетных мест.
Бег на лыжах – один из самых массовых видов спорта и широко распространен во всех регионах России. Этот вид спорта является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, который способствует улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию, совершенствованию двигательных качеств и навыков, необходимых для трудовой деятельности человека в целом. Основная цель занятий –достижение физического совершенства и наиболее высоких результатов при участии в соревнованиях. Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в данном виде спорта, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. Безусловно, с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «в нужном русле», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при рациональном и целесообразном планировании физической нагрузки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами. Ведь уже давно доказано, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и полученные в процессе исследования данные позволяют сделать следующие выводы:
– проблема физической нагрузки лыжниц-гонщиц 13-14 лет недостаточно освещена в методической и педагогической литературе;
– объем и структура тренировочных физических нагрузок оказывают заметное влияние на формирование психологического и эмоционального состояния лыжниц-гонщиц;
– обоснована необходимость рациональной структуры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у лыжниц-гонщиц 13-14 лет исходя их возрастного психофизиологического развития подростков.
Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности подготовки лыжниц-гонщиц 13-14 лет с использованием разных соотношений физической нагрузки в условиях подготовительного периода.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!