Финансовый контроль: понятие, виды, классификация. | Пример курсовой работы

Финансовый контроль: понятие, виды, классификация.

Целью курсовой работы является разработка мер повышения эффективности финансового контроля.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
По государственно-территориальной организации финансовый контроль в отношении органов местного самоуправления может производиться как федеральными, так и региональными органами власти. Причем они осуществляют следующие виды контроля – за соблюдением законодательства и за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий.
М.Ю. Дитятковский в рамках данной классификации выделяет еще одну разновидность – наличие нескольких форм контроля за осуществлением государственных полномочий. Этот вид контроля имеет следующие подвиды: непосредственно за осуществлением муниципальными образованиями государственных полномочий; за соблюдением при этом законодательства, в том числе при разработке и принятии решений; за целевым и рациональным использованием муниципальными образованиями переданных для осуществления государственных полномочий материальных и финансовых ресурсов; за полнотой взятых на себя обязательств органами местного самоуправления; за качеством работы, а также за сроками и за отчетностью; за иными видами деятельности органов местного самоуправления.
По мнению В.И.Сркипко, В.А.Очаковского «финансовый контроль подразделяется на государственный, вышестоящий, внутрихозяйственный, независимый и общественный. Каждый из них имеет два и более подвида и отвечает за определѐнную сферу, в которой действуют финансовые отношения».
В ходе бюджетного процесса осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль. И хотя в последней редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяется только предварительный и последующий контроль, проведение текущего контроля, на наш взгляд, является необходимым мероприятием в бюджетном процессе. Также отдельно заостряет внимание выделение различных видов финансового контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Одним из новых видов финансового контроля стоит назвать финансовый мониторинг. Так, например, не так давно в налоговом законодательстве появился термин налогового мониторинга.
Согласно ст. 105.30 НК РФ под налоговым мониторингом стоит понимать позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Составляется мотивированное мнение в рамках проведения налогового мониторинга – новой формы налогового контроля, процедура проведения которой позволяет налоговому органу убедиться в добросовестности налогоплательщика. Решение участвовать в налоговом мониторинге налогоплательщик принимает самостоятельно и добровольно предоставляет налоговым органам либо данные бухгалтерского и налогового учета (регистры) электронным способом – через телекоммуникационные каналы связи, на электронном носителе – либо организовывает непосредственный доступ к своей информационной базе фактов хозяйственной деятельности.
Таким образом, «суть налогового мониторинга заключается в том, что организация еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. Налоговая инспекция в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компании, может проверять правильность отражения фактов ее хозяйственной жизни».
Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.
Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность контроля – это соотношение достигнутого конкретного результата (возмещенного ущерба) к затратам на его проведение. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности. Под результативностью контроля понимают совокупность объективных последствий контроля, оказанных на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. К числу основных показателей результативности работы органов финансового контроля, следует отнести: выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению или неэффективно использованных; количество средств, использованных с нарушениями законодательства; количество подготовленных представлений и предписаний.
Финансовый контроль – это отрасль, которая контролирует важнейшие процессы в стране. Она выполняет такие задачи: – периодически проверяет выполнение обязательств перед государством гражданами и другими органами власти; – выявляет резервы производства; – предупреждает и устраняет проблемы в функционировании системы; – следит за строгим соблюдением правил при совершении операций различного типа, расчетов и прочего.
Финансовый механизм постоянно должен подвергаться финансовому контролю, который определяется как контроль над законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях. В понятие входит контроль со стороны специально сформированных подразделений над финансовой деятельностью каждого экономического субъекта с помощью особых методик. Явление характерно для каждой сферы общественного производства, имеет многоуровневую и всестороннюю структуру. Контроль идет параллельно процессу перемещения материальных фондов и этапу понимания финансовых итогов. Структура финансового механизма обязательно предполагает наличие контроля как совокупности четко направленных мероприятий, с помощью которых проводится проверка соответствия состояния финансовой структуры плану или отчету.
Финансовый контроль является частью финансовой политики страны, который направлен на поддержание стабильности в финансовой сфере. Классификация финансового контроля возможно по различным критериям. Финансовый контроль является одним из действенных механизмов планирования бюджета, поскольку позволяет спрогнозировать как расходы, так и расходы на тот или иной год. В основе финансового контроля бюджета лежит контролирующая функция бюджетной системы, как система государственного регулирования. Для планирования бюджета важно анализировать уже достигнутые показатели социально-экономического развития.
На основе различных точек зрения на понятие налогового контроля, под ним стоит понимать деятельность органов государственной власти, специально уполномоченных и осуществляющих контроль за соблюдением законодательства субъектов налогового права.
Исходя из определения налогового контроля, его основной целью является соблюдение нормативно-правовых норм в области налогового регулирования. Принципиальным отличием аудита от других видов контроля является его конфиденциальность, так как аудитор не имеет право разглашать сведения и документы, полученные в ходе аудита. Поэтому такие отличительные черты аудита как независимость и конфиденциальность и определяют особое положение аудита в контрольной деятельности всех других органов. Также к отличиям аудита от других форм контроля можно отнести то, что аудит – предпринимательская деятельность.
Основные меры совершенствования финансового контроля кроются в эффективности управления. Необходимо принятие закона о финансовом контроле. Основные меры совершенствования должны складываться в области межведомственного взаимодействия, создании базовых организационных, экономических, институциональных условий для бесперебойного функционирования финансовой системы России.
Налоговый мониторинг является новым видом налогового контроля, который введен совсем недавно и позволяющий оценить определенные риски, которые указывают на добросовестность того или иного налогоплательщика. Внедрение в практику налогового мониторинга в России будет зависеть от формирования соответствующей правовой базы. Необходимо теоретически и практически доказать экономическую целесообразность данного вида сотрудничества для бизнеса и упрощение процедуры налогового для ФНС России. И должно явиться фундаментальным шагом на пути совершенствования института финансового контроля.
Целью курсовой работы является разработка мер повышения эффективности финансового контроля.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!