Финансовая система СССР в годы НЕПа | Пример курсовой работы

Финансовая система СССР в годы НЕПа

Цель работы – раскрыть финансовую реформу в период НЭПА в советской России.

Причинами сохранения независимости кооперативов от районных и центральных союзов были не только недостатки организационной работы этих органов, но и недоверие к союзам, стремление к расширению хозяйственной самостоятельности и независимости низовой сети. Одной из первоочередных задач местных органов власти в 1920-е гг. была задача вовлечения в кооперацию деревенской бедноты, активность которой в этом деле была очень низкой. При общем середняцко-бедняцком составе членов сельхозкооперативов удельный вес зажиточных групп в их числе был значительно выше их удельного веса в общей массе крестьянства. По подсчетам В. П. Данилова, крестьянское хозяйство, вступающее в кооператив, имело в среднем в 1,5 раза больше посева, чем некооперированное хозяйство [2, c. 258].
Следовательно, чем выше была имущественная и хозяйственная обеспеченность крестьянства, тем оно охотнее вступало в кооперацию. Боязнь широкого развития в кооперации капиталистических элементов потребовала от советского государства активных мер по регулированию социального состава членов кооперативов. Была даже предпринята попытка установления прямых правовых ограничений. В качестве основного признака членства в сельхозкооперативах постановлением ЦИК и СНК от 27 августа 1924 г. вводилось «наличие права избирать в Советы» [4, c. 49].
Однако провести в жизнь это постановление не удалось. Исключение большого количества наиболее товарных хозяйств наносило ущерб кооперации и мешало развитию рыночных отношений. Против линии на запрещение участия в кооперации зажиточно-кулацких элементов деревни выступал председатель Совнаркома А. И. Рыков, настаивавший на предоставлении права участия в ней «…в целях большего охвата кооперацией всех процессов хозяйственной жизни деревни всем слоям крестьянства, занимающимся сельским хозяйством» [9, c. 10].
Для вовлечения в кооперацию бедняцких слоев деревни правительство разработало систему мер, направленных на облегчение условий вступления ее в кооперативы: устанавливались более низкие вступительные взносы, льготные сроки их выплаты, создавался фонд безвозмездной помощи в размере 10 млн. рублей [8, с. 53].
Однако экономическое состояние этой группы хозяйств оставалось еще тяжелым, и активность бедняцких слоев деревни в кооперативном движении оставалась чрезвычайно низкой. В то же время, оценивая в целом итоги развития сельскохозяйственной кооперации к середине 1920-х гг., следует отметить, что масштабы кооперативной сети, ее хозяйственная деятельность заметно возросли. Только за период с 1924 г. по 1925 г. охват крестьянских хозяйств всеми видами сельхоз кооперации в целом по РСФСР увеличился с 10 до 22,5% [6, с. 34].
Однако на рубеже 1925-1926 гг. в руководстве кооперацией наметилась тенденция к усилению огосударствления кооперативной системы. Основными направлениями, по которым шли деформация кооперативных принципов и изъятие основных функций сельскохозяйственной кооперации, стали выполнение госзаказа в форме закупки и заготовки сельхозпродукции, установление кооперативных цен на уровне, выгодном государству, т.е. значительно ниже рыночных. Изменилось политико-правовое положение кооперации. Повсеместная фиктивность выборов в правления кооперативов и их регулярные чистки от лиц, не разделявших платформу ВКП(б), превращали кооперацию в политический инструмент государства.
Анализ развития сельскохозяйственной кооперации позволяет сделать вывод, что крутого поворота в кооперативной политике государства с переходом к нэпу не произошло. Были лишь расширены ее права в сфере хозяйственной деятельности, которые во второй половине 1920-х гг. вновь стали круто сужаться, и к концу 1920-х гг. кооперация подверглась полному огосударствлению. В 1929-1932 гг. были ликвидированы все звенья сельскохозяйственной кооперации – от первичных объединений до всероссийских центров, что нанесло непоправимый урон российской деревне.
Для правильного понимания происходивших в 1920-е годы преобразований необходимо рассматривать их как с точки зрения радикальных перемен, связанных с переходом к рынку и товарно-денежным отношениям, так и с позиций преемственности сложившихся в 1918-1920 гг. реалии, т.е. огосударствления частного или национализации промышленности, когда государство устанавливало систему экономических отношений.
В 20-е гг. ХХ века в России в годы новой экономической политики была предпринята попытка создания устойчивой денежной системы. Нэп представлял собой цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера.
На смену времени военного коммунизма, когда была запрещена торговля и провозглашался безденежный продуктообмен, для России наступил период, когда необходимо было переходить к товарно-денежным отношениям. Стало ясно, что торговать без денег невозможно. Для руководителей страны местный товарообмен оказался тесным для развития экономики, и уже в октябре 1921 г. он превратился в свободную торговлю.
В связи с этим потребовалось проведение денежной реформы, феномен которой заключался в одновременном использовании старых и новых денег. Старые совзнаки, чтобы выйти из обращения, должны быть объявлены недействительными и обмениваться на новые, но этого не происходило из-за размеров существовавшей в то время инфляции. Только в марте 1924 г. была произведена процедура выкупа совзнаков, что и стало заключительным этапом денежной реформы.
К концу 20-х гг. ХХ века в России сложились благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Стали действовать рыночные отношения, стимулировавшие развитие производства, были восстановлены кредитные и банковские системы.
В рассматриваемое десятилетие государство находилось в тяжелом состоянии. Экономика была в упадке в связи с военными действиями и тяжелым международным положением. Для объяснения хозяйственного положения СССР необходимо разобраться в двух экономических процессах. Сравнение “НЭП и военный коммунизм” – таблица, которая поможет школьникам понять предпосылки коллективизации 1930-х годов. В ходе гражданской войны власть пошла на крайние меры, национализируя промышленность и полностью переменив финансовую систему. Однако она не оправдала себя, и уже через несколько лет большевистская партия была вынуждена сменить тактику и сделать некоторые послабления, поскольку в стране углубился кризис и начались крестьянские восстания.
В 1918–1920-х годах власть приняла решение национализировать всю промышленность, отменить денежную оплату труда, ввести бесплатные государственные услуги, всеобщую трудовую повинность. Кроме того, партия пыталась ввести прямой продуктообмен между городом и деревней.
В 1921–1928 годах власть отказалась от этих мер и разрешила частную собственность, восстановила торговлю, отменила трудовую повинность.
Основные результаты реформ позволяют провести их сравнение.
На каждом этапе развития страны данные меры способствовали ликвидации кризиса и нормализации хозяйственного развития в государстве. Однако сохранение лидирующей роли последнего в экономическом секторе привело к тому, что эти реформы не поспособствовали коренному улучшению. Тем не менее, данные меры несколько стабилизировали ситуацию. В указанное десятилетие эти шаги были единственным способом к нормализации хохяйственного положения. Некоторые послабления в годы НЭПа позволили выйти из кризиса.
В целом преобразования 20-х годов характеризовались острыми противоречиями, отсутствием целостности подходов к управлению и решительной схваткой между экономическими и административными методами, прежде всего в государственном секторе хозяйствования. Главной задачей государства из-за сложности условий было установление верных пропорций между тем, что оно могло подчинить своему прямому воздействию, и тем, что такому воздействию поддавалось слабо или не поддавалось совсем, относясь к стихии рынка.
Цель работы – раскрыть финансовую реформу в период НЭПА в советской России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!