Финансирование системы образования. Источники финансирования. Распределение средств. | Пример курсовой работы

Финансирование системы образования. Источники финансирования. Распределение средств.

Цель исследования – изучение финансирования системы образования, в том числе на примере России и Франции.

В сфере общего образования некоммерческая направленность проявляется особенно сильно. Это связано с тем, что оно является базовой ступенью системы образования и ориентировано на общее развитие личности. В финансировании общего образования доминирующее, а порой и монопольное положение занимает государственный бюджетный механизм. В сфере общего образования смешанная модель финансирования может существовать в модифицированном виде. Она предполагает мягкие формы включения образовательной деятельности в систему рыночных отношений в виде схем персонифицированного распределения бюджетных средств (с использованием образовательных ваучеров и других образовательных сертификатов). В этом случае используются квазирыночные отношения.
Сфера профессионального образования и подготовки кадров, и особенно ступень высшего образования, отличается большей развитостью рыночных отношений и существованием рынка образовательных услуг. Это обусловлено высокой степенью сопряженности данной сферы с рынком труда, рынком научно-технической продукции и других объектов интеллектуальной собственности. Смешанная модель финансирования этой ступени образования имеет развитый вид и характеризуется многоканальностью финансирования учебных заведений. Большое значение придается принципу возвратности средств, выделенных на финансирование образования.
Сегодня в большинстве стран мира сложилась смешанная модель финансирования образования с присущими ей признаками (рисунок 3).
Подводя итог, следует отметить, что образование как социальный институт выполняет важнейшую функцию в обществе, которая определяется не только передачей существующих знаний, но и выработкой новых знаний. В итоге образование является основой развития как каждой отдельной личности, так и государства и мира в целом. Поэтому системе образования в стране следует уделять особое внимание, руководство страны должно определять и внедрять наиболее эффективную модель финансирования сферы образования, которых, в принципе, выделяют три – с упором на рыночные отношения, преимущественно с государственной поддержкой и смешанную. Безусловно, в основном в мире применяется смешанная модель финансирования отрасли образования с тем или иным соотношением частных и государственных ресурсов.
Сравнение финансирования системы образования в России и Франции показало, что в России в этой области существуют значительные проблемы. При этом большинство из них можно свести именно к недостатку финансирования со стороны государства. Особенно показательным стало сравнение доли государственных расходов на образование в валовом внутреннем продукте той и другой страны. Оказалось, что если во Франции этот показатель в 2013 году составлял 6,8%, то в России всего лишь 0,8%. При этом в 2014 году российский уровень упал до 0,55%. Это показывает важность, которую придают образованию в обеих странах. К сожалению, сравнение не в пользу нашего государства.
Путем решения проблем финансирования в этой сфере видится переход от преимущественно рыночной модели, которая в настоящее время создана в России, к смешанной, в которой государственная поддержка осуществляется в достаточной степени, а также привлекается частный капитал путем повышения заинтересованности инвесторов посредством совершенствования механизмов государственно-частного партнерства.
Цель исследования – изучение финансирования системы образования, в том числе на примере России и Франции.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!