Феномен молодежного лидерства | Пример курсовой работы

Феномен молодежного лидерства

Цель курсовой работы – проанализировать специфику молодежного лидерства как феномена.

Ситуационная теория. Эта теория приобрела максимальное распространение после падения доверия к теории черт. Приверженцами этой теории считаются Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар. «Ситуационная теория» провозглашает значимость условия в процессе выдвижения лидера. В контексте данной теории лидер рассматривается как функция ситуации. Замена лидера в согласовании с этой теории совершается тогда, когда социальна ситуация жизни группы существенно меняется.
Эта концепция теории лидерства никак не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже существовала попытка обнаружить в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решил Э. Хартли, который внес предложение модификацию ситуативной теории:
— «в случае если индивид делается лидером в одной ситуации, то не
исключено, то что он способен им стать и в другой;
— в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации
рассматриваются группой как «лидеры вообще»;
— став лидером в одной ситуации, индивид обретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в иной ситуации;
— лидером чаще предпочитают человека, который имеет мотивацию к
достижению этого статуса.
Альфред Адлер считал, то что стремление к власти порождается страхом. Адлер полагала, то что личности, боящиеся людей, стараются к властвованию над ними[11,13].
В бихевиоризме лидерство изучалось как результат борьбы за выживание, которая в большинстве случаев совершается на неосознанном уровне. В это теории лидерство связывали с подобными качествами человека, как доминирование, предложение, напористость и агрессивность.
«Теория кредита доверия» (Idiosyncrasy Gredit) была разработана Е.Холландером в рамках личностно-ситуативной концепции. «Концепция имеет дело с определением степени свободы лидера в инициировании им изменений в группе. Лидер может совершить это лишь в том случае, если последователи осознают его компетентность и расценивают его действия как соответствующее нормам, установленным в группе, что порождает лояльность и взаимодоверие к действиям лидера.
По мнению Холландера, в результате совместной работы совершается определенное накопление позитивных впечатлений согласно отношению к индивиду, притязающему на роль лидера, а это, в свою очередь, определяет то, насколько индивид в своих действиях может отступить от ожиданий группы. Каждый ее член при постановлении общих вопросов набирает определенное количество «заслуг» перед группой, которая выдает ему кредиты в необычное поведение без использования каких-либо санкций, то есть дает конкретную свободу отклонений от установленных правил, что было бы невозможно для тех, у кого такого доверия нет. Эти кредиты доверия позволяют использовать их для обновления действий, ожидаемых в рамках роли лидера. Неиспользованные кредиты могут являться «съедены» неудачей лидера в осуществлении ролевых ожиданий последователей. Причины ее включают бездействие (инертность), работу «на себя», низкую мотивацию его действий, безграмотность в решаемом вопросе и другие, негативно воспринимаемые тоны поведения. Если лидер не совершает ничего подобного, что могло бы поколебать веру последователей в его целенаправленность, способность квалифицированно решать поставленные проблемы, лояльность и надлежащее с его стороны отношение к группе, вероятнее всего, стремление провести какие-либо реформы в организации будут восприняты терпимо» [22,23].
Специфика функций лидера обусловливается основным способом в соответствии с отличительными чертами категории (последователей) , какой он руководит .
Многие с функций, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, применимы (или входят в круг обязанностей) внешных управляющих первичных коллективов и крупных организаций.
Лидер как администратор. Данная функция содержит в себе деятельность по разработке ключевых направления деловой политики, наблюдение за исполнением операций. Суть данной функции – указание деятельности другим членам группы.
Лидер как политик. Данная функция предполагает собой установление целей и основной линии действия группы. В главном групповые цели и методы их достижения имеют 3 источника: указания сверху, указания снизу, т. е. постановления самой группы, указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).
Лидер как эксперт. К лидеру обращаются как к роднику надёжной информации или грамотному специалисту.
Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер в данном случае отождествляет собой абсолютно всех членов группы, их коллективный разум, волю, ценности и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от категории и получаемую для группы.
Лидер как стабилизатор отношений изнутри группы. Эта роль подразумевает предотвращение и предотвращение либо обнаружение и регуляцию инцендентов между членами группы. В связи с этой функцией в руках лидера как оказалось средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы[20,21].

Таким образом, лидерство предполагает собою непростой общественно-общепсихологический феномен, непосредственно взаимосвязанный с идеей руководства, и заключающийся в процессе доминирования одних личностей над иными. Лидер осуществляет важные функции для группы, такие как представительство группы, устранение конфликтов, организация коллективной деятельности, экспертная функция и пр. Выделяют 3 стиля лидерства: властный, демократичный, либеральный. Применение лидером сведений стилей зависит от самого руководителя (особенностей его личности), от характеристики группы в полном и любого члена группы. Личность лидера отображает значения, характерные для его последователей. При несоблюдении ценностей, особенно важных для группы, лидер свергается.
Существуют 3 основные теории лидерства – «теория черт», «ситуативная теория» и «комплексная теория» – исход синтеза первых двух подходов. В социальной психологии до сих пор не существует единой теории лидерства, объясняющей суть его происхождения, не выявлено общих черт, свойственных всем лидерам.
Лидерство формируется в процессе взаимодействия гендерных, национальных, возрастных особенностей[14,17].
Цель курсовой работы – проанализировать специфику молодежного лидерства как феномена.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!