Факторы и тенденции формирования личности в современных условиях | Пример курсовой работы

Факторы и тенденции формирования личности в современных условиях

Цель работы – рассмотреть факторы и тенденции формирования личности в современных условиях.

Один из способов обойти этот фундаментальный вопрос психологической теории состоит в том, что под понятием личности, конечно, человек в своей эмпирической тотальности. Таким образом, психология личности превращается в особый вид антропологии, которая включает в себя все: от изучения характеристик метаболических процессов до изучения индивидуальных различий в индивидуальных психических функциях.
Разумеется, комплексный подход к человеку не только возможен, но и необходим. Всестороннее изучение человека («человеческий фактор») приобрело первостепенное значение, но именно этот факт выдвигает психологическую проблему личности как особую. В конце концов, никакая система знаний об общем объекте не дает нам реального понимания этого, если у него нет одной из существенных специфических характеристик. Так обстоит дело с изучением человека: психологическое исследование его как человека не может быть компенсировано комплексом сравниваемых морфологических, физиологических и индивидуальных функциональных и психологических данных. Растворяясь в них, в конечном итоге он сводится к биологическим или абстрактным социологическим, культурным представлениям о человеке.
Настоящим камнем преткновения в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общей и дифференциальной психологии. Большинство авторов избирает дифференциально-психологическое направление. Беря свое начало от Гальтона и Спирмена [27], направление это вначале ограничивалось исследованием умственных способностей, впоследствии оно охватило изучение личности в целом. Уже Спирмен распространил идею факторов на особенности воли и аффективности, выделив наряду с общим фактором «g» фактор «s». Дальнейшие шаги предпринял Кеттель, который предложил многомерную и иерархическую модель факторов (черт) личности, среди которых такие, как эмоциональная стабильность, экспансивность, уверенность в себе.
Метод исследования, разработанный этим направлением, состоит, как известно, в изучении статистических отношений между индивидуальными личностными признаками (его свойствами, способностями или поведением), выявленными в ходе их тестирования. Установлены корреляционные связи между ними и служат основой для распределения гипотетических факторов и «суперфакторов», которые вызывают эти связи. Такие, например, факторы интроверсии и невротизма, формирующие, по словам Айзенка, вершину структуры факторной иерархии, которая отождествляется с психологическим типом личности. Таким образом, понятие личности означает «генерал», который выделяется посредством определенных процедур статистической обработки количественно выраженных знаков, отобранных по тем же статистическим критериям. Поэтому, несмотря на то, что характеристики этого «общего» основаны на эмпирических данных, он по-прежнему остается, по сути, метапсихологическим, не нуждается в психологическом объяснении. Если попытки объяснить и принять, они находятся на пути поиска подходящих морфологических и физиологических коррелятов, что возвращает нас к органическим теориям.
Эмпиризм, характерный для этого направления, по сути, не может дать больше. Изучение корреляций и факторного анализа связано с вариациями признаков, которые выделяются только в той мере, в какой они выражаются в доступных измерениях индивидуальных или групповых различий. Соответствующие количественные данные, независимо от того, относятся ли они к скорости реакции, структуре скелета, характеристикам вегетативной сферы или количеству и характеру изображений, полученных субъектами при рассмотрении пятен краски, обрабатываются независимо от отношения измеренных признаков к особенностям, которые в значительной степени характеризуют человеческую личность.
Сказанное, конечно, не означает, что использование метода корреляции личности психологии невозможно. Мы говорим о чем-то другом: что метод корреляции эмпирического набора индивидуальных свойств недостаточен для психологического раскрытия личности, поскольку для распределения этих свойств необходимы основания, которые невозможно извлечь из них.
Задача найти эти основания возникает, как только мы отказываемся понимать человека как своего рода целостность, охватывая совокупность всех особенностей человека — «от политических взглядов до переваривания пищи». Из факта множественности свойств и особенностей человека вообще не следует, что психологическая теория человека должна стремиться к их глобальному охвату. В конце концов, человек как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которых он участвует. Падая из окна многоэтажного дома, он конечно же обнаружит свойства, присущие ему как физическому телу, обладающему массой, объемом и т.д.; возможно, что, ударившись о мостовую, он получит увечья или погибнет, и в этом тоже проявятся его свойства, а именно свойства его морфологии. Никому, однако, не придет в голову включать подобные свойства в характеристику личности, сколь бы статистически надежно ни были установлены связи между весом тела или индивидуальными особенностями скелета и, скажем, памятью на цифры.
Презентация основного содержания исследования позволяет сделать некоторые обобщающие выводы, наиболее важные из которых заключаются в следующем:
Личность — это не только предмет психологии, но и предмет философского, социального и исторического знания; наконец, на определенном уровне анализа личность действует со своими естественными биологическими особенностями как субъект антропологии, соматологии и генетики человека. Интуитивно мы хорошо знаем, каковы различия.
У человека есть желание счастья и свободы. Поэтому социальный идеал личности всегда ассоциировался с этими понятиями. Но что нужно человеческому счастью? В каких действиях он чувствует себя свободно? Для педагогики эти вопросы важны, потому что ответы на них раскрывают содержание цели образования, поэтому в значительной степени и содержание образования.
Высокие требования к человеку налагают социальные условия труда. В различных трудовых ассоциациях работа коллективна и включает в себя включение людей в широкую и сложную систему производственных, моральных и других отношений. Включение, например, студента в коллективную работу способствует усвоению этих отношений, их трансформации из внешнего в внутренний. Это происходит под влиянием преобладающих норм поведения, общественного мнения, взаимопомощи и взаимных требований и действия социально-психологических явлений, таких как внутригрупповая внушаемость, конкуренция.
Уникальность личности определяется не только анатомической и молекулярной структурой тела, но и уникальностью среды, определяющей формирование индивидуальных характеристик ребенка.
Он рождается как биологическое существо, но становится человеком только в обществе, социальной среде.
Личность, являющаяся продуктом общественной жизни, является в то же время живым организмом. Социально-биологические отношения в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают на нее различные последствия на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и типах общения с другими людьми. Таким образом, мужество может достигнуть безрассудства, когда его побуждает желание привлечь внимание (естественная потребность в распознавании).
Проблема формирования личности — одна из самых сложных и актуальных проблем в психологии, которая направлена не только на выявление конкретных закономерностей, определенные изменения на разных возрастных этапах, но и на раскрытие Общих принципов индивидуального развития.
Цель работы – рассмотреть факторы и тенденции формирования личности в современных условиях.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.