Факторы и причины гендерных различий в проявлении агрессии | Пример курсовой работы

Факторы и причины гендерных различий в проявлении агрессии

Цель исследования состоит в комплексном изучении факторов и причин гендерных различий в проявлении агрессии.

Дискуссия ведется на предмет того, выступают ли отрицательные эмоции проявлением агрессии, или агрессия связана всегда с особенностями поведения личности. Отсутствует единая позиция по проблеме преднамеренного − непреднамеренного нанесения вреда объекту. Многие ученые указывают на преднамеренный характер агрессии (к примеру, А.А. Реан [33, 34], Л.М. Семенюк [36]). Однако, некоторые допускают возможность спонтанной, непреднамеренной, спровоцированной агрессии. К примеру, Л. Берковиц отмечает, что агрессия может представлять собой не только намеренное, запланированное действие, но также и эмоциональную реакцию [7, с. 32].
Открытым остается вопрос о том, можно ли считать агрессией безуспешные попытки причинения вреда объекту. По мнению Л. Берковица, если намерение было, но попытки нанести ущерб оказались безуспешными, то это в любом случае является агрессией [7, с. 33].
Также возможно неоднозначное интерпретирование агрессии с позиции жертвы. Одни ученые полагают, что агрессией является любое действие, нацеленное на причинение вреда другому существу или неживому объекту [4, 7, 9], другие убеждены, что агрессия имеет место только в том случае, когда жертва или реципиент стремится избежать такого обращения, следовательно, в садомазохизме и даже в самоубийстве агрессия отсутствует [8, с. 228].
Остается нерешенным вопрос о том, всегда ли агрессию необходимо считать социально порицаемым и отрицательным явлением. Существует теория эволюционизма, которая рассматривает агрессию в качестве механизма и средства борьбы за выживание и общественное развитие, выделяя в ней адаптивную функцию (к примеру, А. Реан [33, 34], З. Фрейд [39]). В то же время хорошо известной является теория «неоправданного зла», в соответствии с которой агрессия признается неприемлемой в любых ее проявлениях (к примеру, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). В этой связи более приемлемой представляется позиция Э. Фромма, который разграничил агрессию на два вида − «доброкачественную» и «злокачественную». Первый тип ученый оценивал, как имеющий право на существование, а второй тип оценивал, как отрицательный.
Таким образом, необходимо заключить, что агрессивное поведение − это такой тип поведения, который направлен на нанесение объектам вреда, в качестве которых выступают живые существа, а также неодушевленные предметы. Агрессивное поведение является формой реакции на психологический и физический дискомфорт, стрессов, фрустраций. Помимо этого, оно может являться способом и средством достижения конкретной установки, в том числе повышения собственного положения, статуса за счет самоутверждения.

В процессе исследования были проанализированы разработанные учеными теоретические подходы к изучению феномена агрессивности и агрессии человека; определены гендерные различия, их факторы и причины в агрессивном поведении личности; определен круг психологических проблем подросткового возраста как пубертатного периода развития; выявлены и рассмотрены половые различия агрессии у подростков.
Исследование гендерного типа идентичности и уровня агрессивности личности у мужчин и женщин продемонстрировало, что эта тема является недостаточно разработанной в психологии. Современные реалии жизни, экономическая нестабильность, кризис ряда социальных институтов, повышение тревоги и неуверенность в будущем характеризуется повышенной агрессией, как у мужчин, так и у женщин. Существует ряд подходов к изучению агрессивности: психоаналитический; экологический; бихевиористский. Проблематика исследования агрессии и агрессивного поведения является достаточно широкой: проблема соотношения понятий «агрессия» и «агрессивность»; определение понятия «агрессивность»; классификация агрессии; структура агрессивного поведения.
В психологической литературе существуют разные точки зрения по вопросу изучения гендерной идентичности: определение понятия гендерной идентичности в современной психологии; особенности понятий «половая» и «гендерная идентичность»; определение понятий феминности, маскулинности, андрогинности; стереотипные определения идеалов феминности и маскулинности; гендерная специфика проявления агрессивности личности в аспекте психологии. Анализ проблем агрессивности как определенного личностного отношения и особенностей его проявления показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.
Стремление подростка к независимости, к признанию его новой роли в социуме, встречая противодействие со стороны взрослых, приводит к возникновению психологического барьера, в процессе преодоления которого многие подростки используют агрессивные формы поведения. Проявления негативизма и агрессивности значительно отличаются у девочек и мальчиков в подростковом возрасте, что имеет связь с биологическими особенностями, а также с культурными, социальными представлениями феминности и маскулинности. На развитие агрессивности подростка оказывают влияние особенности его темперамента, к примеру, сила эмоций и возбудимость, которые способствуют формированию таких качеств характера, как раздражительность, вспыльчивость, обида. Подросток в состоянии фрустрации с такой психической организацией пытается найти выход внутреннему напряжению, используя при этом агрессивные формы поведения.
Также агрессия вызывается необходимостью защитить себя или удовлетворить собственные потребности и желания в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме агрессии. Было выявлено, что в агрессивном поведении подростков проявляются гендерные различия, которые обусловлены не столько половозрастной, сколько культурной и социальной спецификой: разностью социальных ролей, особенностью и различием требований к поведению девочек и мальчиков в разных ситуациях, а также присутствующими в обществе стереотипами женственности и мужественности. В настоящий момент у девочек можно наблюдать явно выраженный гендерный перекос, который выражается в том, что девочки, проявляют своеобразный бунт против устоявшихся, принятых представлений о женственности, культивируют способы и формы агрессивного поведения, которые больше относятся к маскулинному (к примеру, вербальную и физическую агрессию).
Цель исследования состоит в комплексном изучении факторов и причин гендерных различий в проявлении агрессии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!