Европейский опыт социальной работы

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование европейского опыта социальной работы.

Введение и актуальность


По подсчетам специалистов ЕК, за прошедшие полвека продолжительность жизни европейцев выросла в среднем на пять лет и составляет 82 года для женщин и 76 лет для мужчин. К 2060 г. она вырастет до 89 и 84 лет соответственно, почти треть населения будет относиться к категории 65 лет и старше. Сейчас средний возраст выхода на пенсию по ЕС составляет 61,4 года и только половина жителей старше 60 лет продолжают работать. Для того чтобы доходы пенсионеров оставались на современном уровне, пенсионный возраст должен вырасти до 70 лет. Впрочем, немаловажным является и гармонизация национальных правил при начислении пенсий, чтобы жители ЕС не теряли своего накопленного пенсионного капитала, государственной помощи, стажа при перемещении из страны в страну.
Итак, политика жесткой экономии привела к эрозии систем социальной защиты, снижению пенсий, уменьшению объема предоставляемых услуг в образовании и здравоохранении, росту безработицы и появлению нетипичных форм занятости на рынке труда.
Неудивительно, что это сопровождалось ростом числа бедного населения. В кризисном 2014 году 122 миллиона человек в ЕС, то есть 24.4 процента на селения, находились в зоне риска бедности или социальной исключенности, что составляло более одной трети населения ЕС.
Кризис показал, что более богатые страны Европы не готовы делиться своим богатством с более бедными во времена экономических и социальных трудностей. И даже если они и готовы предоставить финансовые ресурсы, то не в последнюю очередь в собственных интересах и интересах собственных компаний и банков на жестких условиях и с расчетом на получение дохода в будущем. Разумеется, в рамках структурных фондов сплочения на общеевропейском уровне присутствует определенное перераспределение богатства, но его доля в процентном выражении от ВВП ЕС является незначительной, и она стала еще менее значимой после включения в ЕС государств Центральной и Восточной Европы. Таким образом, вряд ли можно говорить о существовании в последние годы единой социальной политики на уровне ЕС в условиях роста неравенства и отсутствия солидарности как внутри государств, так и между государствами ЕС.
Если рассматривать неравенство как основную причину кризиса, то экономические и социальные проблемы в Европе не могут быть решены без значительного перераспределения богатства между странами на уровне EC. Однако укрепление солидарности на европейском уровне означало бы не только перераспределение доходов между странами, но также и содействие интересам всех стран ЕС. Это можно было бы осуществить путем создания общеевропейских институтов для координации социальной политики, что дало бы приоритет общеевропейским интересам над национальными интересами государств-членов. И впоследствии это также могло бы способствовать созданию единого социального пространства в Евросоюзе, стать реальной альтернативой нынешнему процессу фрагментации социальной политики в ЕС и, возможно, первым шагом к формированию новой единой наднациональной европейской социальной политики.

Заключение и вывод


К первоочередным вопросам социальной политики относятся разные аспекты трудовых отношений, оптимизация которых может в большей степени обеспечить справедливость в распределении общественного богатства, создать условия для достойного жизнь всех граждан, независимо от профессии, пола, возраста, способности к труду, этнической и религиозной принадлежности. Социальная политика ЕС имеет широкий набор инструментов для гармонизации социальной сферы, содействия расширению занятости и гарантий социальной защиты граждан.
В условиях углубления политической и экономической интеграции социальная политика направлена на установление равных на всей территории ЕС критериев социальной защиты, включая пенсии и пособия по безработице, то есть создание целостного социального пространства наряду с Единым внутренним рынком, экономическим и валютным союзом.
Социальная проблематика в настоящее время входит во все аспекты деятельности ЕС, настойчиво призывая к перераспределению социальных функций между институтами ЕС и национальными правительствами.
Разработкой и осуществлением мероприятий социальной политики на уровне ЕС занимаются три института – Совет, Европейский парламент и Комиссия, а также вспомогательные и совещательные органы, которые предоставляют им аналитическую помощь в подготовке мероприятий в различных сферах.
Правовой основой современной социальной политики ЕС являются положения Лиссабонского договора, которые установили методы и благодаря которым институты Сообщества осуществляют воздействие на общественные отношения и процессы в социально-трудовой сфере.
Чтобы достичь целей, которые поставлены в Договоре, Евросоюзу необходимо решить важные задачи по реформированию европейского рынка труда, усилить социальное единство, укрепить трудовое законодательство, решить задачи адекватного инвестирования в образование и постоянного профессионального обучения, содействия мобильности работников.
Французская система социального обеспечения Сегодня представляет собой сложную сеть социальных программ, защищающих в принципе все французское население, и предоставляет собой целую палитру различных пособий. Система социального обеспечения с течением лет сложилась в сложную мозаику программ, как обязательных, так и факультативных (дополнительных), направленных на покрытие различных рисков. Несмотря на то, что изначально все эти программы в корне отличались друг от друга с точки зрения их управления, системы взимания взносов и зоны их действия, на сегодняшний день все они стали сопоставимыми с Основной программой. Особенно четко данная тенденция просматривается в области специальных программ, в частности в тех, которые касаются риска заболеваний.
В Австрии социальные услуги населению предоставляются государственными и частными некоммерческими попечительскими организациями. Отмечается тенденция передачи государством социального обслуживания населения в руки частных некоммерческих попечительских организаций. Государство отходит от роли спонсора, оставляя за собой функции контроля за качеством услуг. Передача полномочий частной некоммерческой организации производится на основании законодательно закрепленных условий и заключения прозрачного договора на оказание услуг между частной организацией, государственными инстанциями и нуждающимся в обслуживании человеком.
Зарождение социальной работы в Германии совпадает по времени с образованием ее как национальной государства и связано с поддержанием внутренней стабильности, в которой страна нуждалась. Первые усилия были сконцентрированы в сфере среднего класса, религиозного возрождения, филантропии и эмансипации женщин. Но социальная работа, как свидетельствует опыт, не создается непосредственно государством. Она относится к сфере гражданского общества, к саморегулированию структур современного общества, которые выступают посредниками между индивидом и государством.
Чем, на наш взгляд, может быть ценным?
Для России немецкий опыт формирования и развития социальной работы представляет определенную ценность, ибо, во-первых, - подтверждает необходимость разумного сочетания в нашей стране усилий государственного и добровольного секторов в работе с клиентами. Следовательно, организация волонтерской работы требует изучения международных традиций, в том числе и немецких. А во-вторых, возможность ознакомиться с опытом развития социальной работы за рубежом позволит не повторять большинства ошибок, что делались другими, воспользоваться ценностями, приобретенными «социальными работами» других стран. Задача исследователей заключается в том, чтобы находить в многочисленных примерах и предложениях именно те, которые могут быть практически использованы в России. И в этом процессе неуместно как слепое копирование, так и пренебрежительное отвержение международного опыта.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ