европейская идея | Пример курсовой работы

европейская идея

целью исследования является изучение европейской идеи в XX веке и её взаимосвязи с основными этапами становления Европейского Союза.

Национальное самосознание, идентификация тем или иным народом, этносом себя как отдельной нации мешало объединению Европы и в первой трети ХХ века. По мнению Р. Н. Куденхове-Калерги тормозом в развитии единой европейской культурной общности был именно национализм, причём его корни автор видит в необразованности народных масс. Это утверждение, на наш взгляд, достаточно сомнительно. Действительно, в начале ХХ века считалось, что национализм свойственен людям, принадлежащим к одной этнической общности изначально (примордиализм). Однако сам Р. Н. Куденхове-Калерги утверждает, что в средневековье национализма не существовало, то есть он не являлся сторонником данной научной школы. В современных исследованиях национализма доминируют модернистские теории. Согласно этим концепциям национализм, в том плане, который вкладывает в это понятие Р. Н. Куденхове-Калерги, то есть в плане идеологии национального превосходства, стремления народа к национальной политической независимости, это – продукт капитализма, продукт Нового времени. С точки зрения модернизма корни национализма лежат исключительно в области политэкономии. Иными словами, дело вовсе не в образованности масс, а в том, что национальная принадлежность определяется государством. Самый яркий пример – «американская нация», которая включает в себя всех граждан США, не зависимо от их этнической принадлежности. Или же другой пример: этнический русский, живущий на Украине, становится украинцем.
Национализм в начале ХХ века в Европе, на наш взгляд, являлся результатом государственной политики и только с появлением транснациональных корпораций и, как следствие, глобализации он стал не нужен как инструмент управления людьми. Таким образом, не «народный национализм» являлся причиной мешающей объединению Европы, а национализм государственный.
Основное препятствие для объединения Европы Р. Н. Куденхове-Калерги видел и в противостоянии Франции и Германии в их непримиримой вражде. Преодоление этих противоречий между двумя государствами по его мнению было только в активном продвижении в массы концепции Пан-Европы. Действительно, идеи общеевропейского пространства быстро нашли многочисленных сторонников в том числе и среди влиятельных политиков европейских стран: А. Бриан, Э. Даладье, К. Аденауэр, Ш. де Голль, Ж. Помпиду и др.
Р. Н. Куденхове-Калерги стал первым общественным деятелем, который не только разработал теоретические основы единой Европы, но и приложил максимум усилий к их практической реализации. В конце 1924 г. при поддержке известного гамбургского финансиста М. Варбурга начинается процесс формирования Панъевропейского союза с Центральным Бюро в пригороде Вены Хофбурге. Право вступления в Панъевропейский Союз предоставлялось всем мужчинам и женщинам, объединениям и организациям.
В целом за всё время своей деятельности до 1933 г. «Союзу удалось добиться лишь обсуждения современных проблем на заседаниях Лиги Наций, участия в конференциях, посвященных экономическим проблемам региона, и поддержки пересмотра Версальского договора в отношении германских репараций. Главы европейских стран не поддержали панъевропейский проект на государственном уровне, что не позволило реализовать глобальные планы Р. Н. Куденхове-Калерги».
Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы:
На наш взгляд, Р. Н. Куденхове-Калерги был скорее публицистом, и общественным деятелем, чем серьёзным учёным или политиком. Некоторые его идеи утопичны (всеобщее разоружение), в его работах нередко можно отметить не очень хорошее понимание различных исторических и экономических процессов.
Однако панъевропейская концепция Р. Н. Куденхове-Калерги оказалась востребована, так как отразила характерный дух времени, проявления попытки найти выход из многочисленных противоречий, охвативших послевоенную Европу.
Между тем, следует отметить, что идейными истоками панъевропеизма являлись такие разносторонние и подчас взаимоисключающие основания как пацифизм, либерализм, ницшеанство, расизм, аристократизм, что сказалось на внутренней противоречивости проекта.
На характер Панъевропейского Союза влияло и особое отношение его главного идеолога к демократии. На наш взгляд, Р. Н. Куденхове-Калерги не был ни демократом, ни либералом. Многие его идеи свидетельствуют о том, что обращение к демократии было для него необходимым для привлекательности проекта Пан-Европы. И ему удалось достичь своей цели. Концепция Пан-Европы явилась одной из важнейших стадий в становлении идеи европейского единства.
Таким образом, проект Р. Н. Куденхове-Калерги представлял собой первый в XX веке конкретный план объединения Европы по федералистскому типу.
Слабость данного проекта заключалась в том, что государства-члены полностью сохраняли свои суверенные права и независимость, что тем самым влекло за собой зависимость реализации проекта от их согласия.
В настоящей работе рассмотрена проблема европейской интеграции как исторического процесса частичной реализации идей Пан-Европы, выдвинутой в начале ХХ века Р. Н. Куденхове-Калерги и в дальнейшем получившей развитие в плане А. Бриана.
Актуальность европейской интеграции была в значительной мере обусловлена стремлением предотвратить военные конфликты между европейскими странами, подобные мировым войнам в ХХ веке.
Нами установлено, что согласно концепции Пан-Европы, угроза новой мировой войны теоретикам евроинтеграции виделась лишь со стороны советской России, а затем – СССР. При этом существовали фашистский и коммунистический проекты объединения Европы, но их идеологи в силу усиления авторитарного режима в Германии, Италии и СССР в дальнейшем от них отказались.
Во время Второй мировой войны союзники пришли к пониманию, что необходимо защитить мир, который сложится в Европе после их победы. Этого можно было достичь только путём объединения Европы на демократических началах, как противопоставление итальянскому фашизму и германскому нацизму.
С началом «холодной войны» рост международного влияния СССР и строительство «социалистического лагеря» в Восточной Европе стали одной из важных причин для поиска механизмов объединения капиталистических стран Западной Европы перед лицом «красной угрозы».
Другой причиной запуска механизма интеграции была необходимость ведущих европейских стран противостоять возрастающему экономическому присутствию в Европе и в мире США.
В данной работе нами показаны механизм и этапы построения единой Европы, формирования новых европейских экономических и политических институтов.
Стержнем единой Европы изначально подразумевался союз Франции и Германии, чего удалось достичь путём поэтапного создания различных надгосударственных структур. При этом огромная заслуга в начале процесса сближения Германии и Франции принадлежит таким неординарным личностям, как Ш. Де Голль, К. Аденауэр, Ж. Монне и др. Первым объединённым институтом стало Европейское объединение угля и стали, отвечающее экономическим интересам обеих стран. Такой метод европейской интеграции к настоящему времени доказал свою бесспорную жизненность и эффективность.
Основным показателем прогресса на пути интеграции до настоящего времени служил процесс экономического объединения. Что касается, политических вопросов интеграции, то есть образования общей армии, общих институтов государственной федеративной власти и т. п., то они с самого момента создания ЕС и по настоящее время являются достаточно актуальными.
Европейская интеграция как процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулировала создание новой политической системы Европейский Союз.
Успехи европейской интеграции сделали ЕС привлекательным для других европейских государств. Однако референдумы в ряде стран показали, что не все европейские страны стремятся войти в Евросоюз.
Вместе с тем расширение Евросоюза до 28 членов затрудняет процесс управления этим межгосударственным образованием.
Таким образом, можно сделать вывод, что Евросоюз всё ещё находится в стадии своего становления. Система управления, созданная в 1950-1980-х гг., когда необходимые её элементы создавались де-факто и на ходу встраивались в нормативную систему ЕС, исчерпала себя в связи с последней волной расширения (2007-2013 гг.) и потому перед ЕС встали актуальные вопросы совершенствования своих структур.
целью исследования является изучение европейской идеи в XX веке и её взаимосвязи с основными этапами становления Европейского Союза.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!