Эволюция понятия времени от Средних веков до Нового времени | Пример курсовой работы

Эволюция понятия времени от Средних веков до Нового времени

Цель исследования – соотнесение представлений времени в различных картинах мира.

Ещё одним выдающимся философом-реалистом, и, конечно, богословом, был Фома Аквинский (1225-1274) – итальянец (Tommaso d’Aquino), первый схоластический учитель церкви, официальный католический религиозный философ, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель целого философского направления «томизм» и в завершение всему причисленный к лику святых. Канонизация произошла в 1323 году, всего через полвека после смерти. Для католической церкви, в лоне которой был канонизирован философ, главным в его учении было доказательство возможности Бога в трёх ипостасях:
«Иисус Христос – был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как «ничто» (чего требовал, догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика» [8, с. 96, курсив добавлен].
Свои рассуждения Аквинат строит, используя учение о четырёх причинах Аристотеля: формальная причина – сущность (суть бытия), материальная – материя (субстрат), действующая – начало (движения), конечная – то, ради чего (древнегреческое «благо»). Если бытие, рассуждает Аквинат, неотделимо от формы, то причина бытия вещи должна совпадать с причиной, обусловливающей наличие у нее определенной формы. «Быть» и «быть чем-то» оказываются тождественными.
Ключевым моментом для Фомы Аквинского является связка «есть», которая прямо указывает на существование. «Бытие есть Бог, Бог есть бытие» – ключевое онтологическое представление Аквината:
«Богу свойственно быть началом и причиной бытия для прочих [сущих]… Он является причиной бытия» [15].
Учение Аквината – опора для утверждения религии Христианства. Согласно Аквинату, душа человека своё бытие имеет в виде самостоятельной сущности («самосущая»). Что очень важно – она независима от тела: «Живые существа, будучи природными вещами, состоят из материи и формы. …Но тело не может быть формой: потому что тело не находится в другом как в своей материи и подлежащем. Значит, форма – душа. Следовательно, душа – не тело, ибо ни одно тело не может быть формой» [там же]. На этом основании Фома Аквинский утверждает, что душа не умирает. Согласно Аквинату, человек ценен, уникален тем именно, что в нём единство телесного и душевного начал. Единство неразрывное, органическое, только вместе они могут и чувствовать, и думать.
Таким образом, Фома Аквинский, вторя Аристотелю, различает два вида бытия: актуальное и потенциальное. Материя представляет собой чистую потенциальность, слабейший вид бытия. Актуальное бытие есть осуществленность материи – форма. Она суть принцип порядка. Бог – абсолютная актуальность, источник всякого оформления.
Фома Аквинский внес, можно сказать, вернул материю, вернул реальность. Без его учения церковь не смогла бы доказывать свои постулаты: ведь человек в действительности наблюдает иное, чем в религиозной теории.
Таким образом, мы можем заключить, что фундаментальные понятия в рассматриваемый период не были сколько-нибудь дополненными, кроме одного – «время».
На протяжении истории вопрос о пространстве и времени, об их соотношении решался по-разному. Первое, на что хочется указать в этом отношении, – эти понятия, очевидно, находятся в связке: невозможно начать говорить об одном и не упомянуть другого. Второе – пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.
Проблема взаимоотношений этих категорий: либо необходимо признать существование «неделимых» пространства и времени, либо, напротив, признать их бесконечную делимость, либо признать относительность всех пространственно-временных характеристик при абсолютности самого факта движения тел, либо, как это сделал Ньютон, ввести понятие перемещения тела из одной точки абсолютного пространства в другое, то есть ввести дополнительные категории абсолютного пространства и времени, внутри которых реализуются конкретные виды движения. При этом каждая из противоположных позиций окажется внутренне противоречивой.
Думается, время и пространство неделимы. И ключевым свойством данного времени-пространства является бесконечность.
В проведенном исследовании был осуществлен ретроспективный анализ по проблеме взаимоотношений материи, пространства, времени, и были сделаны следующие конкретные выводы:
1. Материя в античности рассматривалась у натурфилософов с естественнонаучной точки зрения, т.е. в качестве вещества. 2. Демокрит закладывает основы для субстанциональной картины мира, в которой пространство определено как вместилище материальных тел (состоящих их атомов), обязательным условием где – пустота. 3. Платон разработал учение о существовании идеального сверхъчувственного трансцендентального мира, с его общезначимым характером. Время отождествляется с вечностью как чистой равномерной длительностью от прошлого к будущему. Время – вместилище событий. Это учение увело в сторону от материального мира, что постарался изменить ученик Платона Аристотель. 4. Аристотель вводит понятия «становление» и «субстанция», которые объясняют изменчивость мира и «возвращают» реальность, а вместе с ней и материю, и время, и пространство, и движение. 5. Средневековый период – период антинаучный. Основными проблемами были доказательство существования Бога и выработка механизма веры в Бога. Фома Аквинский нашёл для материи уровень, позволяющий церкви утверждать, что Бог в ипостаси земного сына быть мог, а значит, и христианство с верой в триединого Бога имеет право на существование. 6. Выдающийся мыслитель Средневековья Блаженный Августин описал понятие «время» таким образом, что именно так его с тех пор и рассматривают: в трёх модусах (прошлое, настоящее, будущее), из которых только один имеет отношение к человеку, это – настоящее. 7. В Средние века рассматривался вопрос о реальности и нереальности понятий, тем самым затрагивался вопрос и о мире реальном и мире идей. 8. Возрождение знаменует разлом между периодом Средневековья и наступающим периодом Нового времени. В данный период для восстановления земных человеческих ценностей произошёл возврат к ценностям далёкой эпохи Античности. 9. Мировоззрение философов эпохи Возрождения исходило из принципа – Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Чертами Возрождения были антропоцентризм, секуляризация, обращение к античному наследию и гуманизм. 10. Возрождение знаменуется созданием новой картины мира – гелиоцентрической. Открывателем этой системы был Н. Коперник. 11. Категории «пространство и время» в период Ренессанса рассматривались или в качестве атрибутов материи и действительности (учёные-естественники), или через понятие вечности (у религиозных философов, например, у Н. Кузанского). 12. Период Возрождения положил начало новейшей истории. 13. Главной проблемой Нового времени стала проблема познания: номинализм средневековья стал предтечей эмпиризма, а реализм – предтечей рационализма Нового времени. 14. Методом познания для передовых философов и ученых Нового времени стали: механицизм, преобладание количественных, а не качественных характеристик, полагание математики в качестве универсального научного языка, ориентация на практически-полезный конечный результат. 15. Новое время на базе математического естествознания дало миру новую картину мира – ньютоновскую механистическую, в которой физические взаимодействия разворачиваются в бесконечном трёхмерном пространстве – так называемом, абсолютном пространстве, время в котором может быть измерено универсальными часами (абсолютное время). Во Вселенной гармонии нет, вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
В период истории от Средних веков до Нового времени эволюция понятия «время» не только имела место быть, но была ярко выражена в связи с существенным изменением представлений о формах бытия и о месте человека в мире.
Цель исследования – соотнесение представлений времени в различных картинах мира.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!