Евангельский образ апостола Петра

Цели и задачи

Целью этой работы является составление образа Петра на основе Евангелия.

Введение и актуальность


В Евангелии от Иоанна содержится описание первого призвания Петра на служение апостолом. При этом может сложиться впечатление, что Петр при встрече со Христом лишь молчаливо следует воле своего брата Андрея, слушая слова Христа. Однако толкования святых отцов на отрывок из Евангелия от Иоанна 19:1 дают основания воспринимать произошедшее иначе. Так, Иоанн Златоуст утверждает, что не следует обвинять Петра в легкомыслии из-за того, что он сразу же последовал словам брата, без лишних размышлений. «Вероятно, и брат говорил ему об этом много и обстоятельно, но евангелисты обычно многое представляют вкратце, заботясь о краткости. Притом и не сказано, что Пётр просто поверил, а только что Андрей «привел его к Иисусу», желая представить Ему брата, чтобы тот все узнал от Него самого». А то, что Петр ничего не ответил на слова Иисуса («Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» — Мф. 16:17—18), свидетельствует о том, что Петр еще не до конца осознавал и понимал, что происходит. Он, по словам того же Иоанна Златоуста, находился еще в начале ученического пути.
Евангелист Лука впервые упоминает Петра в связи с рассказом о чудесном улове рыбы (Лк. 5:1-11). Это событие – второе призвание Петра – поистине стало чудом для всех, кто его наблюдал. Петр, как опытный рыбак, никогда не видел такого большого улова и искренне удивлен.
Интересно проследить, как меняется отношение Петра к Иисусу с развитием данного сюжета. Если сначала Петр обращается к Иисусу как «Наставник» («Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали…») и в этих словах чувствуется легкое недоверие. Однако после того, как чудо состоялось, Симон обращается к Иисусу «Господи» («…выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»), вкладывая в свои слова уже совсем другой оттенок. Исчезло недоверие, но нахлынул ужас из-за понимания собственной греховности, воцарилось благоговение. Данный Евангельский сюжет и внимательный его анализ чрезвычайно важен, поскольку именно здесь содержится очередное описание процесса обретения веры посредством увиденного чуда. Слова Иисуса, обращенные к Петру «…не бойся; отныне будешь ловить человеков» перекликаются с метафорами, использованными в Ветхом Завете (Иер. 16:16; Амос. 4:2; Авв.
1:14–15). Правда, образ удочки или рыболовных сетей в Ветхом Завете чаще связан с воздаянием народу за его грехи. В Новом же Завете, Христос под словами «ловить человеков» имеет ввиду проповедь, как новый род деятельности Петра, который оставит рыбную ловлю. Заброшенная в море сеть, которую затем вытащили полную рыбой, становится символом возложенной в будущем миссии на апостолов. В их обязанности будет входить «ловля» людей в сети слова Божия.
Евангелист Лука, при описании чуда ловли рыба, раскрывает образ Петра как человека эмоционального, подверженного ярким проявлениям чувств под влиянием происходящих вокруг него событий. Став свидетелем произошедшего чудо, он падает на колени.
Содержания Евангелия от Матфея и Марка заключают в себе несколько другие рассказы относительно призвания Иисусом первых учеников (Мф 4:18–22; ср.: Мк. 1:16–20). Матфей и Марк упоминают четырех учеников (Симон, Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы). Однако рыболовные сети упоминаются у всех Евангелистов, а также приводятся слова Иисуса о том, что Он сделал рыбаков «ловцами человеков». В результате согласования всех вариантов рассказов Евангелий, чаще всего толкователями Священного Писания предлагается сделать вывод о том, что состоялась не одна, а две встречи Петра со Христом во время рыбной ловли. Так, блаженный Августин говорит о том, что Петр был призван к апостольскому служению не тогда, когда сказал ему, что тот будет «ловцом человеков», а позже – о чем и описывают в своих Евангелиях Матфей и Марк – когда Иисус прямо призвал их следовать за Ним. Поэтому встречу Петра с Иисусам, о которой рассказывают Евангелисты Матфей и Марк, можно считать третьим призванием Петра.
Такая версия предполагает пересечение с историями из Ветхого Завета, когда призванные на служение пророки тоже не сразу отвечали Господу послушанием. Вспомним Иону или отрока Самуила, первый из которых услышал Господа только после многократных к нему обращений (Ион. 4:1–11), а второй понял, что к нему обращается Сам Господь только после разъяснений своего учителя (1 Цар. 3:1–10).

Заключение и вывод

Личность Петра в целом описана достаточно реалистично, Евангелисты явно не ставили себе цель идеализировать образ апостола. Более того, многие моменты, связанные с поведением Петра, описаны настолько беспристрастно и откровенно, что читатель может оказаться в замешательстве – воспринимать ли Петра как положительного или как отрицательного персонажа?
На формирование образа Петра в большой степени влияет описание разнообразных Евангельских событий, с участием Петра. Например, описание чудесного улова рыбы, при первой встрече Петра со Христом (Лк. 5:1-11). Данный Евангельский сюжет и внимательный его анализ чрезвычайно важен, поскольку именно здесь содержится очередное описание процесса обретения веры посредством увиденного чуда. Евангелист Лука, при описании чуда ловли рыба, раскрывает образ Петра как человека эмоционального, подверженного ярким проявлениям чувств под влиянием происходящих вокруг него событий. Став свидетелем произошедшего чудо, он падает на колени.
Образ Петра как апостола-руководителя, находящего несколько выше всех остальных учеников, подтверждается, в частности, использование таких выражений Евангелистами как «Петр и бывшие с ним», «Симон и бывшие с ним». Обладающий всеми качествами лидера, апостол Петр тем не менее неоднократно выражает чувство недоумения, сомнения в отношении того или иного события. Эта склонность сомневаться, задавать уточняющие вопросы Учителю на протяжении всего Евангельского повествования – неотъемлемая часть образа Петра наряду с его лидерскими качествами .
Сюжет с описанием хождения Христа по воде (Мф. 14:22–27) весьма наглядно описывает процесс обретения веры в душе человека, на примере поведения Петра. Здесь мы четко видим все эмоции и переживания Петра, весь процесс возгорания в нем веры, стремления утвердиться в этой вере, затем – момент неизбежного сомнения, падение, и снова – поддержка Господа.
Неотъемлемыми особенностями Петра, как одного из самых ярких учеников Иисуса, являются и такие качества, как пытливость ума, любознательность, стремление дойти в познании Бога и мира максимально возможных вершин. Именно Петр – тот ученик, который задает наибольшее количество вопросов своему Учителю и очень часто просит более подробно истолковать значение той или иной притчи или изречение Христа.
А история отречения Петра содержит в себе чрезвычайно важный урок для любого христианина. Необходимо просить помощи у Господа и совершать свои действия с опорой на эту помощь в первую очередь, и на свои собственные усилия – во вторую.
В целом, образ Петра в Евангелии создается посредством изложения его действий и слов в той или иной ситуации. Евангелисты не приводят характеристики качеств апостола, не описывают его характер, но детально передают особенности поведения Петра на протяжении всего повествования. В результате создается образ Петра, как человека инициативного, самоуверенного, порой проницательного, а порой слишком импульсивного. Проявляя большую верность по отношению ко Христу, он одновременно склонен поддаваться страху. Велика была горечь расплаты за отречение от Христа, но еще сильнее оказалась Любовь Петра ко Христу, которая заставляет сожалеть о содеянном и возвращает Петра к жизни во славу Божию, во исполнение наставления «пасти овец Моих», данного ему Самим Христом. Так, в целом, образ Петра, сформированный на основе материала всех Евангелий, включает в себя такие качества как порывистость, открытость, уверенность в себе, глубокая привязанность ко Христу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ