Этика социальной работы с молодёжью | Пример курсовой работы

Этика социальной работы с молодёжью

Цель курсовой работы: изучить этические основы работы социального работника с молодежью.

В современной России отношение к молодежи претерпело значительные изменения. Она понимается как обособленная и самостоятельная социальнодемографическая группа. Такой резкий поворот связан с тем, что после развала Советского союза в нашей стране изменился процесс социализации личности, профессиональное самоопределение стало более демократичным и, как следствие, полностью зависимым от индивида, его возможностей и предпочтений, а не от государства. Также серьезные изменения произошли в образовательной сфере и были связаны с ее гуманизацией и гуманитаризацией. Люди обрели реальные политические и гражданские права [11].
Безусловно, немаловажным фактором в формировании целостных представлений о молодежи выступают средства массовой информации, Интернет, независимые молодежные организации, движения и субкультуры. Этот плюрализм институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархии, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности и не загоняет ее в конкретные рамки.
Сегодня в Российской и зарубежной науке нет существенных различий в подходах к пониманию молодости. Основной целью современных исследований является выявление экзистенциальных оснований процесса социокультурного становления молодежи, выбора ею жизненного пути, моральных норм, ценностных ориентаций и установок. Поэтому молодость необходимо рассматривать как стартовый этап в формировании будущего [7].
В возрастной психологии молодость понимается с позиции социального статуса личности и становления самосознания, которое на ранних этапах особо восприимчиво, так как пропускает через себя большое количество разного рода информации. В силу этого молодежь часто выглядит слишком противоречиво. В ней одновременно могут сочетаться стремление к идентификации и обособление, конформизм и нонконформизм, поддержка и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и коммуникационный нигилизм [8].
В итоге стоит заметить, что в стабильных общественных системах на первый план выходят ценности старшего поколения, так как они зарекомендовали себя как необходимый элемент всеобщего благополучия. Но в условиях кризисных ситуаций порой необходимо отказываться от многих устаревших ценностей и определять качественно новые ориентиры, способные изменить условия жизни в лучшую сторону. В подобных случаях часто акцент делается на молодежи, как социально-демографической группе, склонной к инновациям и нестандартному решению проблем. Таким образом, молодежь является поколением, от которого во многом зависит будущее отдельно взятой страны.

Социальная работа – это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т. д. Ее эффективность во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных особенностей и качеств.
Социальная работа просто невозможна без соблюдения этики. Профессиональная этика социального работника – это определенная совокупность обязательств и норм поведения специалистов, которые должны поддерживать моральный престиж молодежи в обществе. Молодежь – это такое поколение людей, которое проходит еще стадию социализации, которая усваивает культурные и общественные ценности и многие другие функции. Молодежь – это лица в возрасте до 30 лет.
Этика социальной работы относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.
Соблюдение требований этического кодекса социальным работником – не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований этического кодекса становится непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для повышения авторитетности ее представителей, ведет к самоуважению и самоутверждению личности специалиста в профессиональной группе и обществе.
Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и ее отдельным представителям. Все это дает возможность говорить о социальной работе как о существенном факторе повышения уровня общественной морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности – самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.
Цель курсовой работы: изучить этические основы работы социального работника с молодежью.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!