этические принципы и нормы деятельности социального работника

Цели и задачи

Цель работы: изучить этические принципы и нормы деятельности социального работника.

Введение и актуальность


Другую опасность для социальной работы могут представлять факторы профессионального выгорания, которые выражаются в психической нагрузке из-за рутинности запросов; эмоциональном перенапряжении и невозможности психологической разрядки во время работы; отчетливо проявленной навязанности общения с клиентами; постоянном соприкосновении с отчаянием и болью других людей и т.д. Все эти проблемы могут негативно сказаться как на психологическом состоянии социального работника, так и на результативности работы, явно снижая ее эффективность и уровень профессионализма. В своей практической деятельности социальный работник может получить, как известно, трудовые травмы как физического, так и психологического характера. Большинство социальных работников склонно жаловаться на отсутствие реабилитационных или же релаксационных комнат для самих социальных работников. Им нужны социально-психологические тренинги по восстановлению сил и оптимизации их настроя.
Профессиональную вредность представляет такое качество, как неразделенная ответственность, заключающаяся в неопределенности границ ответственности социальных работников за принимаемые решения. К факторам, которые могли бы усилить дестабилизацию ситуации, относятся также слабая профессиональная подготовка, недостаток опыта, наличие личностных проблем у самого социального работника, несоответствующие социальной работе личностные характеристики, неосознанный выбор профессии социального работника и т.д.
В развитии любой профессиональной области время от времени возникает дисбаланс между теорией и практикой. Прежде важно остановиться на анализе противоречий базовых ценностей и принципов и внутренних прагматических проблем и их взаимного согласования. Например, принцип гуманизма, на первый взгляд вполне очевидный и понятный, но при ближайшем рассмотрении оказывается далеко не таким простым и однозначным, как кажется. Возводимый в абсолют, он может незаметно превращаться в свою противоположность, и это проявлено достаточно однозначно.
Принцип справедливости также оказывается в высшей степени противоречивым и допускающим разнообразные толкования. Причем ни одно из них не является до конца убедительным, поскольку чьи-то интересы все равно каким-то образом ущемляются. Как можно справедливо распределить ограниченные материальные ресурсы, создать равные возможности доступа к жизненно важным услугам нескольким группам лиц, одновременно обратившимся за помощью и находящимся в неблагоприятном положении (инвалиды, матери-одиночки, жертвы насилия, пожилой пенсионер).
Стоит осветить, наконец, еще один не менее важный принцип социальной работы, такой, как толерантность. Он гласит, что социальный работник должен быть терпимым в отношении взглядов других людей. Он должен если не принять, то во всяком случае понять другого человека, стиль жизни и образ мысли которого могут сильно отличаться от его личного, привычного в обыденной жизни. Но никак нельзя возводить толерантность в абсолют, ибо тогда она превращается в противоположность. Это плохо реализуемо и почти невозможно психологически. Можно ли не бороться против любых проявлений нетерпимости – также отдельный исследовательский вопрос.
Такой же противоречивый характер носит принцип конфиденциальности, который гласит о том, что социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Но в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред себе, семье или третьему лицу.
Еще одна из этических проблем, которая существовала во все времена, - это проблема честности, правдивости человека как перед другими людьми, так и перед самим собой. Ложь во всех ее проявлениях считалась делом аморальным. Однако часто возникают определенные зоны этической неопределенности в отношении человека к «абсолютной честности». Каждый человек имеет право на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или дезинформировать их. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или снабдить их дезинформацией, «спасительной ложью», для их же пользы.
Таким образом, многие из моральных принципов обретают абстрактный характер и теряют свою чистоту и ясность, когда мы имеем дело с профессиональной реальностью. Вышеназванные противоречия, которые могут встречаться в практике социальной работы, везде и всегда нередко накладывают весьма серьезные ограничения на свободу действий специалиста. Социальный работник должен учесть, что он несет ответственность за правильность принятия решений в противоречивых ситуациях, и взвешивать все «за» и «против». В качестве одного из средств преодоления «зоны этической неопределенности» может выступать системное, развернутое, детализированное понимание им миссии профессии и собственной профессиональной функции в конкретных противоречивых условиях. Поэтому, для того чтобы исключить подобные проблемы, социальный работник должен, во-первых, осознать целостность социальной работы как профессиональной деятельности, взаимосвязанность и взаимозависимость ее отдельных компонентов как на глобальном, так и на индивидуальном уровнях. Во-вторых, быть психологически готовым к необходимости их оптимального разрешения. Кроме того, обладать на самом деле хорошей профессиональной подготовкой, чтобы принимать решения и действовать в рамках Морально-этического кодекса.
В связи с данной ситуацией требуется немало усилий от социального работника для достижения профессионализации: формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалификационное выполнение своих обязанностей; профессиональное мастерство, самореализация личности в профессиональной деятельности.
Итак, немаловажную роль в преодолении этико-психологических проблем играет знание социальными работниками социально-правовых основ социальной работы и умение руководствоваться в своей работе Конституцией и законами об основах социального обслуживания, о правах клиентов и социальных работников, различными документами и нормативно-правовыми актами.
В заключение хотелось бы отметить, что этико-психологические проблемы социальной работы требуют выработки способов их разрешения. В теоретическом плане в истории философии, этике и религии за многие сотни лет было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут быть основой решений этических проблем и в социальной работе, хотя последние имеют свои особенности в силу специфики не только профессии и времени, но и каждой страны, к которой это напрямую относится.

Заключение и вывод

В ходе работы было выдвинуто предположение о том, что именно гуманитарные дисциплины, в том числе и социальная работа, приобщают учащихся к духовной культуре человечества, развивают социально-значимые личностные качества, формируют основы профессиональной культуры.
Стоит заключить, что в настоящее время социальная работа обретает все большую актуальность в направлении социальной политики нашего государства. Совершенствуются и создаются новые учреждения социального обслуживания населения. Все большее развитие получают образовательные программы в сфере социальной работы. Одним из толчков такого развития становится, установленная более двадцати лет назад, конституционная норма, объявляющая нашу страну социальным государством, политика которого направлена непосредственно на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и действительно свободное развитие каждого человека.
Социальная работа как область профессиональной деятельности, имеющей целью содействовать людям, социальным группам в преодолении разных личностных и социальных трудностей посредством качественной поддержки, защиты, коррекции и реабилитации, в силу своей специфики тесно связана с вопросами этики.
Социальный работник должен учитывать, что он несет ответственность за правильность принятия решений в противоречивых ситуациях, и взвешивать все «за» и «против». В качестве одного из средств преодоления «зоны этической неопределенности» может выступать системное, развернутое, детализированное понимание им миссии профессии и собственной профессиональной функции в конкретных противоречивых условиях.
Интересно было выявить, что в рамках курса «Этические основы социальной работы» наиболее эффективным является показ фильмов, имеющих социальную направленность, позволяющих создать проблемную ситуацию, включить студентов в дискуссию по рассматриваемой проблеме, то есть проблемное кино - фильм-размышление, фильм-исследование, приглашающие зрителей к участию в той или иной научной, социальной, нравственной дискуссии.
В процессе преподавания дисциплины «Этические основы социальной работы» проблемное кино как методическое средство используется нами в рамках темы «Этические дилеммы в социальной работе», позволяя дополнить теоретический материал, перевести его в практическую плоскость.
Отбор киноматериала требует особого внимания: прежде всего он должен быть полемичен, содержать в себе дилемму, разрешение которой требует привлечения как личного опыта учащихся, так и применения теоретической базы по специальности. Обязательным требованием является связь фильма с темой занятия: от осмысления теоретических положений темы необходимо перейти к поиску потей их практического применения.
По итогу работы можно сделать вывод, что профессиональные социально-этические основы в пенитенциарной системе, предусматривающие непосредственное взаимодействие специалиста и осужденного, базируются не только на представлении о необходимости достижения блага клиента, но и всего общества. Профессиональные социально-этические основы предусматривают большую ответственность специалиста за благо не только своего клиента, но и общества в целом. Работа с человеком требует от сотрудника наличия многих качеств, рассмотренных выше. В процессе формирования личности специалиста по социальной работе лучше не опираться на «интуицию» и «вдохновение».
Также важно резюмировать, что существует потребность с одной стороны говорить о повышении уровня доверия клиентов к сотрудникам и специалистам социальных служб, а с другой - о необходимости повышения профессионально-этической грамотности сотрудников и установления доверительных отношений с их подопечными.
Применительно к деятельности сотрудников социальных служб актуальной является проблема установления доверительных отношений между ними и их клиентами. Реалии современной жизни дают примеры как «излишне доверчивых» клиентов социальных служб, потенциальных жертв преступников, пользующихся их беспечностью. Напротив, значительное число обслуживаемых граждан чрезмерно бдительны и недоверчивы, что в свою очередь затрудняет работу с ними и не дает права говорить об эффективном и качественном оказании социальных услуг. Необходимо также учитывать, что руководители социальных учреждений требуют от своих сотрудников исполнения должностных обязанностей в полном соответствии с содержанием Профессионально-этического кодекса социального работника.
Таким образом, фактором, влияющим на уровень доверия клиентов к сотрудникам социальных агентств, можно назвать знание специалистами основных разделов Кодекса этики социального работника России и соблюдение его требований в профессиональной деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ