Этапы эвоюции государства | Пример курсовой работы

Этапы эвоюции государства

Цель курсовой работы – определить этапы эволюции государства.

Поскольку «возвратное приближение к началу» (Гегель) при отрицании происходит всегда на качественно новой основе или на более высоком уровне развития, то ясно, что каждый его отдельный цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, а развитие в целом приобретает форму спирали, диалектически соединяющей в себе круговое, собственно циклическое и линеарно-восходящее развитие.
При спиральной форме развития точка исхода и точка возврата не совпадают, повторяемость не абсолютна, а относительна, частичка и, естественно, нет никакой предопределенности или мистического возвращения в прошлое. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка.
Еще хотелось бы отметить, что Ф. Гегель, М. Вебер и К. Маркс считают, что государство – это очень важный политический институт, существование которого просто необходимо. У каждого из них свое идеальное представление о государстве. Но как отмечалось выше, – нет идеального государства, как нет идеальных людей, машин, домов и т.д. Это, скорее всего, утопия. Можно было бы соединить воедино некоторые положения трех разных авторов и может быть, тогда на этой основе предложить интегрированную модель государства и его функций. Ведь каждый из этих авторов представляет модель государства по-своему.
Очевидно, что историческое развитие государств шло разными путями, но в тоже самое время оно, как справедливо отмечает Джонатан Хаас, обладает «такими важными общими чертами, как зарождающаяся бюрократия, правящая элита, государственная религия, постоянная армия и централизованная экономика. Эти общие черты, выражающие суть государственной организации, возникают культурах, дающих ответ на действие таких сходных сил, как демографическое давление, сокращение ресурсов и усложнение общества».
Тот или иной уровень политической эволюции определяет границу, отделяющую государственные образования одного типа от государственных образований другого типа. Важным моментом является выявление признаков определения, через которые проходит граница.
Так, А.В. Коротаев определяет уровень политической эволюции или уровень государственности по двум параметрам: количеству надобщинных ступеней иерархии и их развитию, а также по специализированности аппарата принуждения.
Карнейро называет государством социальную структуру с правительством, которое способно принуждать людей к труду и войне. Здесь мы наблюдаем два операциональных параметра: наличие/отсутствие правительства и способность/неспособность правительства принуждать людей к труду и войне. При таком определении именно «наличие/отсутствие правительства» будет тем параметром или признаком, изменение которого составит класс или тип объясняемых явлений (уровня политической эволюции).
Другой исследователь Т. Скочпол базовые трансформации государства определял через осуществление классовых восстаний снизу, выделяя тем самым три основных параметра: скорость трансформации, ее базовый или небазовый характер и наличие/отсутствие классовых восстаний снизу. Скочпол использовал в качестве объясняемых переменных два из трех параметров – второй и третий. Другими словами, трансформация государственных структур и наличие восстаний снизу являются объясняемыми переменными для переинтерпретации исторического типа государства.
Традиционное государство в ее типологической интерпретации характеризуется наличием мелких деспотий, королевств, царств, княжеств … По И.М. Дьяконову, к этому типу относятся государство Инь в Китае и все, что предшествовало империи Цинь вплоть до III в. до н.э.; в Японии — вся раннегосударственная эпоха вплоть до периода Нара (III-VI вв. н.э.); в Европе — Крито-Микенская цивилизация II тысячелетия до н.э. (а в I тысячелетии до н.э.- этрусская); ранние государства Севера и Востока – англо-саксонские до IX в. н.э.; скандинавские и славянские до XII в.; в Африке к типу ранних древних обществ возможно отнести государства Малинке, Сонгай VII-XVвв. н.э., государство народа хауса с X- XI вв. н.э. и государства Конго, Буньоро и Буганда (с XVIII в.) и т.д.
В данном типе государства существует централизованный институт с чиновническими должностями, который уже не сводится к родству и военной элите и который способен принуждать людей к труду и войне. Имеются также властные структуры, обладающие монополией на легитимное насилие на территории. Данный тип может иметь и протогосударственные формы, но, тем не менее, он способен выполнять основные функции государства (организация военной силы, поддержание своей легитимности). Общества ранней государственности могут иметь паритетные отношения друг с другом.
Современное государство типологически берет свое начало в Нидерландах с конца XVI в., в Англии с конца XVII в., во Франции, Пруссии в разном измерении с середины XVIII – начала XIX вв., в большинстве стран Западной Европы – где с начала, где с середины XIX в., в России в разных аспектах с начала XVIII – начала XX вв., в Турции, Японии – с конца XIX в., в Китае, Индии, Бразилии, большинстве стран остального мира – с середины XX в. США, Австралия, Канада и др. являются современными государствами с XVIII столетия. Сегодня к этому типу относится подавляющее число государств. Такое государство еще называют национальным государством.
Благодаря территориальному принципу организации политической власти, централизации и институционализации политического авторитета и монополии на легитимное применение силы внутри общества национальное государство было способно сохранять население и контролировать правопорядок, наращивать военный потенциал и завоевывать новые территории, поддерживать гражданскую лояльность и использовать преимущества рыночной экономики.
Существуют четыре инновационных этапа в правовой институционализации современного политического господства: гражданское государство, правовое государство, демократическое правовое государство и социальное правовое государство.
Итак, за время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин, предпринято столько же попыток типологизации эволюционных форм государства. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства, его сущности и условиях возникновения продолжаются и по сей день. Теоретические трудности связаны со сложностью и неоднозначностью конкретно-исторических процессов формирования и развития государства.
Цель курсовой работы – определить этапы эволюции государства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.