Эстетическое воспитание подростков на уроках изобразительного искусства.

Цели и задачи

Целью работы являетсяизучение и теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания детей подросткового возраста, а также разработка принципов, форм и методов нравственно-этического воспитания подростков.

Введение и актуальность


Распространенными были выставки изобразительного искусства, на которых представлялись пейзажные работы, картины, скульптуры. Выставки живописи в 50-х гг. XX в. приобретали традиционного характера в художественно-общественной жизни страны, обеспечивая настоящую массовость, начиная с отчетных в школах, городских и районных домах творчества. На их основе ежегодно проводились областные и республиканские выставки, в которых принимали участие кружковцы и члены студий изобразительных искусств. Систематически организуемые выставки детской живописи давали возможность видеть общее направление руководства школьной художественной самодеятельностью.
Немалое значение выставки изобразительного искусства детей имели для обмена опытом, особенно это проявилось на конференциях руководителей детской художественной самодеятельности в 1954 и 1956 гг. На которых подводились итоги всесоюзных выставок детского живописи в Москве. Участники конференций – руководители детских и юношеских кружков и студий изобразительного искусства, методисты внешкольной художественной работы с детьми из разных республик – отмечали необходимость укрепления связи между всесоюзными выставками изобразительного искусства и учебно-воспитательной работой с детьми по рисунку, живописи и скульптуре. Все это свидетельствовало об осознании педагогами важности широкого и организованного воздействия всесоюзных выставок детского живописи обогащения, содержания и методов руководства работой детей в области изобразительного искусства при правильной ее организации [19].
«Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР» (1958 г.) декларировал не только изменение системы среднего образования, но и менял представление об эстетике, эстетическое воспитание. Руководствуясь решениями XXIII съезда КПСС и XXIII съезда КПУ, постановлениями партии и правительства о школе, органы народного образования и школы начали целостную перестройку внеклассной воспитательной работы. Углублялся содержание, совершенствовались формы и методы воспитания, школы превращались в центры воспитательной работы с детьми; углублялись работа педагогических коллективов школ с пионерскими и комсомольскими организациями.
Американский ученый О. Г. Брим определяет социализацию в подростковом возрасте как процесс:
1) формирования базовых ценностных ориентаций;
2) усвоения и оценки норм общества и своего окружения;
3) выполнения определенных правил, установленных взрослыми, и приспособления к требованиям различных ролей в школе, дома и т. д.;
4) мотивации поведения [11].
Выше мы говорили, что эстетическое воспитание способствует развитию индивидуальности и социальных качеств личности подростка, а также ее социальной интеграции. При условии, что центральным звеном системы эстетического воспитания является формирование эмоциональной компетенции, перед нами предстает стройная модель воспитания успешно социализируемой личности, обладающей набором следующих видов способностей и умений, описанных психологами Саарни и Хейвигхерстом, о исследованиях которых писал в своей работе «Эмоциональный интеллект» Х. Вайсбах:
1) осознанием собственных эмоциональных состояний;
2) способностью различать эмоции других людей;
3) способностью использовать словарь эмоций и формы их выражения, принятые в данной культуре, на более зрелых стадиях - способностью усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями;
4) способностью симпатического и эмпатического включения в переживания других людей;
5) способностью отдавать себе отчет в том, что внутреннее состояние необязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других людей, а на более зрелых стадиях - способностью понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других людей, и учитывать это в собственном поведении;
6) способностью справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»);
7) осознанием того, что структура или характер взаимоотношений в значительной степени определяются тем, как эмоции выражаются во взаимоотношениях;
8) способностью быть эмоционально адекватным, то есть принимать собственные эмоции, какими бы уникальными, культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о желательном эмоциональном «балансе» [9; 10].
Отметим, что все эти способности носят социокультурный характер и что это вовсе не исчерпывающий список способностей, входящих в эмоциональную компетентность, формируемую механизмами эстетического развития.

Заключение и вывод

Таким образом, можно сказать, что перед современной школой стоит проблема поиска новых путей активизации и развития эстетического воздействия искусства на личность школьника. Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
- лучшие произведения музыки, живописи развивают чувство прекрасного, формируют высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить искусство;
- важным фактором развития эстетических чувств подростков считается формирование эмоциональной культуры личности, глубокого чувственного осмысления действенности слова, искусства, художественной наблюдательности, единства образной и эмоциональной памяти, воображения и фантазии через воспитание эстетической культуры;
- выработка потребности подвергать эстетической оценке все аспекты жизни и искусства, сознательно осмысливать, обобщать свои наблюдения и опыт.
Мы с надеждой смотрим на Божий мир, принесет нам XXI века. Мы осознаем, что без корней-обычаев, без тонкостей песенной магии, без эзотерического интеллекта, щедро заложен в нашей культуре, трудно будет выжить. Проведенное исследование дало нам возможность сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования эстетического подростков выпускников в процессе обучения. Для этого необходимо:
-включить в учебную программу общеобразовательных школ специальные курсы и семинары, направленные на интеграцию знаний по дисциплинам эстетического цикла;
-эстетическое воспитание должно формироваться как единство трёх элементов: первого - эстетических знаний; второго - эстетических оценок, принципов, идеалов, ориентаций и взглядов; третьего - художественно-творческой деятельности личности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ