Естественная монополия и инфляция | Пример курсовой работы

Естественная монополия и инфляция

Целью курсовой работы является изучение влияния естественных монополий на инфляционные процессы, а также способы регулирования их деятельности.

Из рисунка видно, что в 2015 году цены на товары и услуги имеют возрастающую динамику. Так, с начала января 2015 года индекс цен начал расти и вырос с показателя 104% до показателя 110,2%. Вспомним экономическую ситуацию России в 2008 году, в это время обострился кризис частного сектора, внезапное падение цен на нефть, снижение котировок акций отечественных компаний, ухудшение инвестиционного климата, и как видно из графика, резкое повышение цен, которое также наблюдалось в 2009 и в последующих годах. Только к 2012 году удалось стабилизировать цены на потребительские товары и услуги, но пониженные показатели не продержались долго, с 2013 года они начали вновь расти и значительный скачок цен произошел в первом полугодии 2015 года.
После пика кризиса 2008 года цены начали снижаться и к 2011 году достигли своего минимума, когда можно утверждать, что экономический цикл свершился (рис. 1).

Рис. 1. Индекс потребительских цен на все товары и услуги 2008-2017 гг.

В настоящий момент, по данным РОССТАТа уровень инфляции составляет 10,39%. Напомним, что общий показатель инфляции является среднестатистическим, то есть на одни товары повышение цены может достигать и 20%, а на другие 7%. Стоит также вспомнить, что данное повышение цен не обосновано возросшим уровнем качества товаров, что еще больше бьет по «потребительскому кошельку». Для сравнения укажем, что уровень инфляции в предыдущих годах, после кризиса 2008 года, колебался в пределах 6-7%.
Из вышеприведенных данных сделаем вывод, что в 2015 году наблюдается кризис, который, безусловно, отразился на ценовых показателях.
Рыночное равновесие является важнейшим фактором для «хорошего самочувствия» экономики страны. Оно не возможно при высоком показателе индекса цен и малой стоимости денег. Данную ситуацию мы наблюдали в России с конца 2014 года, когда начал обостряться экономический кризис. На данный момент цены все еще растут и прогнозировать какое-либо снижение индекса цен еще пока рано. Но стоит выделить, что кризисам характерна цикличность со средним периодом 4-5 лет и прийти к выводу, что в России данный кризис не будет застойным или затяжным. Можно с некоторой долей вероятности сказать, что «дно» кризиса еще впереди.
На наш взгляд в 2015 году антиинфляционная политика государства должна быть направлена на снижение уровня инфляции, поддержание укрепления национальной валюты, снижение ставки рефинансирования и поддержание цен на нефть.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что тема инфляции является достаточно изученной в экономической теории, экономисты до сих пор с точной уверенностью не могут определить конкретную совокупность причин, влияющих на рост инфляции. Это связано с тем, что с течением времени возникают все новые факторы инфляционного развития.

Проведенное исследование показало, что инфляция в России зависит от тарифов.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы. Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценивание денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).
Влияние тарифов естественных монополий на инфляционные процессы, деятельность естественных монополий и ее регулирование являются актуальными проблемами, как для нашей страны, так и для других стран с рыночной экономикой, ведь все производство государства основано на сырье естественных монополий.
Государство имеет возможность удерживать рост тарифов естественных монополий не только директивным путем, но и путем разработки технологий за счет бюджетных средств с последующим безвозмездным предоставлением компаниям технологий, снижающих себестоимость производства продукции, с условием пропорционального сдерживания роста тарифов.
Современная государственная научно-техническая политика не позволяет проводить такие меры, поскольку в таких документах как ФЦП ИиР на 2014-2020 годы и государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы не содержат указания на разработку конкретных технологий.
Рекомендуется использовать инструмент государственного задания научным организациям и вузам на разработку конкретных технологий. В техническом задании должны быть указаны необходимые технико-экономические показатели такой технологии, позволяющей снижать себестоимость производства продукции.
При этом внедрение технологий возможно в обязательном порядке в компаниях с государственным участием, отдельные из которых, например, ОАО «Газпром», являются естественными монополиями. Такое требование возможно закрепить в программах инновационного развития (далее – ПИР) компаний с государственным участием.
Для возвращения экономики на траекторию роста Правительство продолжит курс на замещение импорта, на опережающее развитие приоритетных отраслей — сельского хозяйства и высокотехнологической промышленности, а также на улучшение инвестиционного климата, стимулирование несырьевого экспорта и поддержку малых и средних предприятий.
Одновременно с прогнозом необходимо утвердить предельные уровни тарифов для компаний инфраструктурного сектора — это газ, электроэнергетика, железные дороги, жилищно-коммунальные услуги.
Необходимо усиление контроля за расходами компаний с государственным участием, дальнейшее раскрытие информации субъектами естественных монополий. На федеральном уровне создано 8 советов потребителей, которые обеспечивают общественный контроль за деятельностью РЖД, «Росморпорта», ГК по ОрВД, «Почты России», «Ростелекома», «Россетей», «Транснефти» и «Газпрома». В регионах работают 63 межотраслевых совета. При участии советов потребителей рассматриваются проекты инвестиционных программ госкомпаний, конкретные инвестиционные проекты, а также порядок и итоги проведения технологического и ценового аудита отдельных проектов. Более того, советы потребителей участвуют в обсуждении тарифных заявок естественных монополий и в принятии соответствующих тарифных решений, напрямую влияющих на социально-экономическое развитие страны.
Политика сдерживания тарифов естественных монополий предполагает ориентацию не на фактическую, а на базовую инфляцию. На ближайшее время, предполагается возможность индексации тарифа на газ на 3%, на железнодорожные перевозки — на 4,5%, на энергетику — на 7,5%. Такого рода политика означает создание инвестиционного ресурса, который может использоваться промышленностью и сельским хозяйством для реализации крупных проектов.
Более высокий рост возможен при переходе к иному варианту, а именно к целевому прогнозу, который исходит из проведения более активной политики перехода на модель инвестиционного роста. Имеется в виду серьёзное продвижение по трём основным направлениям: создание инвестиционного ресурса через аккуратную политику в части тарифов естественных монополий, проведение тщательного аудита и контроля их издержек, приведение в соответствие темпов роста заработных плат и производительности труда, улучшение условий ведения бизнеса в стране, в том числе через повышение качества контроля и надзора. Кроме того, речь идёт о развитии инноваций и человеческого капитала, работе по поддержке несырьевого экспорта, который будет расти опережающими темпами, в результате чего существенно улучшится структура экспорта в российской экономике.
Целью курсовой работы является изучение влияния естественных монополий на инфляционные процессы, а также способы регулирования их деятельности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!