Эмоцилнально-оценочные существительные в немецком языке

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Целью настоящего исследования является выявление, описание и анализ существительных, создающих эмоциональную оценочность.

Введение и актуальность


Таким образом, эмоциональность и эмотивность не являются тождественными понятиями. Под эмоциональностью понимается психическое свойство человека испытывать эмоции и эмоционально реагировать на окружающие события, а под эмотивностью – языковое выражение эмоциональности при помощи различных языковых средств.

1.2. Оценочность как лингвистическая категория

Понятие эмотивности зачастую рассматривают в сочетании с понятием оценочности (оценки). Исследователи описывают это понятие по-разному. Н.Д. Арутюнова, например, полагает, что оценка связана с нормой, с системой нравственных, этических, эстетических критериев. При оценке наблюдается взаимодействие общечеловеческой системы ценностей и индивидуальных стремлений к объективной или мнимой реальности [Арутюнова, c. 34]. По мнению Н.А. Лукьяновой, оценочность и эмоциональность являются одним компонентом знания. Положительная оценка автора может быть передана только через положительную эмоцию, а отрицательная – только через отрицательную [Лукьянова, с. 45].
Е.М. Вольф в своей книге «Функциональная семантика оценки» понимает под оценкой один из видов модальности, как своеобразную модальную рамку, которая накладывается на дескриптивное содержание высказывания и не совпадает ни с его логико-семантическим построением, ни с синтаксическим. Исследователь приводит формулу, лежащую в основе оценочной модальности, – ArB, где A – субъект оценки (эксплицитное или имплицитное лицо или социум, с точки зрения которого даётся оценка); B – объект, предмет, событие, положение вещей, к которому относится оценка; r – оценочное отношение, которое имеет значение хорошо / плохо [Вольф, c. 11–12].
По мнению М.В. Никитина, оценка соотносится с некоторой нормой, эталоном: «особенность оценки как духовного действия состоит в том, что объект оценки соотносится по какому-то своему признаку или параметру (основанию оценки) с некоторой шкалой или эталоном количественного или качественного сравнения объектов, имеющихся в распоряжении субъекта оценки, и ориентировочно определяется относительно этих координат по месту в них» [Никитин, c. 8]. Исследователь выводит оценку на четырех уровнях описания денотата: 1) онтологическом (оценка решает задачи ориентации в мире, языковыми маркерами онтологической оценки являются модальные слова с семантикой меры и модуса возможности-вероятности и единицы со значением симптоматического количества);2) эпистемическом (оценивается мера истинности суждений, их соответствия действительности); репрезентационном (оценивается адекватность выраженных значений выражаемой мысли); 3) прагматическом (связь оценки с ценностными прагматическими представлениями хорошо-плохо);4) эмотивном (оценка квалифицирует денотаты с точки зрения того, приятные или неприятные ощущения, переживания и эмоции они доставляют) [Никитин, c. 8–19].
Таким образом, из изложенного выше можно заключить, что оценочность представляет собой языковую функционально-семантическую категорию. При этом оценочные значения имеют как рациональную (интеллектуальную, логическую), так и эмоциональную основу. В эмотивном смысле она репрезентирует денотаты с точки зрения положительное / отрицательное.

Заключение и вывод


Лингвистическая категория эмотивности представляет собой составляющую коннотативного компонента в семантической структуре языковой единицы, которая репрезентирует эмоциональное отношение к означаемому. Эмотивность может формировать также и денотат значения слова, который создает противоречие при рассмотрении денотата и коннотата во время установления границ между ними (например, эмоциональная лексика языка). Эмотивность тесно связана с другими оттенками коннотата: экспрессивностью, функционально-стилистической окраской и оценкой.
Следует различать между эмоциональностью как психологической категорией и эмотивностью как категорией лингвистика, которые не являются тождественными понятиями. Под эмоциональностью понимается психическое свойство человека испытывать эмоции и эмоционально реагировать на окружающие события, а под эмотивностью – языковое выражение эмоциональности при помощи различных языковых средств.
Категория эмотивности тесно связана с оценкой, поскольку определение значимости события или ситуации, а, следовательно, и активизации эмоции, происходит через оценивание. Эмотивность может реализуется в лексическом значении слова, которое может иметь положительную или отрицательную оценку.
В настоящей работе эмоционально-оценочные слова рассматривались как слова, называющие чувства; слова-оценки, характеризующие предметы, явления с положительной или отрицательно стороны; многозначные слова, которые в своем прямом смысле нейтральны, однако в переносном смысле становятся оценочными; слова, в которых оценка выражается суффиксами и приставками; слова-композиты.
По итогам проведенного анализа эмоционально-оценочная лексика наиболее широко представлена существительными, что объясняется их словообразовательными возможностями, структурно-морфологической подвижностью, а также их способностью называть значимые для человеческой жизни понятия: предмет, качество и действие благодаря своему деривационному потенциалу. Реализация эмоционально-оценочных существительных осуществляется посредством семантических, стилистических, грамматических и словообразовательных языковых средств.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: цель исследования достигнута, то есть был проведен анализ анализ существительных, создающих эмоциональную оценочность.
Также были решены следующие задачи данного исследования:
1.Рассмотрены категории эмотивности и оценочности, а также дискуссионные вопросы относительно лингвистических категорий «оценки» и «эмотивности» и выявить их соотношение.
2. Установлены специфические черты эмоционально-оценочных существительных как части эмоционально-оценочной лексики.
3. Выявлены языковые средства реализации эмоционально-оценочных существительных.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ