Эмоции подростка в возрасте 11-12 лет | Пример курсовой работы

Эмоции подростка в возрасте 11-12 лет

Цель исследования: теоретически изучить особенности эмоциональной сферы в раннем подростковом возрасте (11-12 лет).

Уточнением теории Джеймса-Ланге занимался Клапаред, который определил, что есть чувства и эмоции.  При этом чувства являются первичными адаптивными и целесообразными оценками любой ситуации, которые следуют сразу же за наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный характер. Между событием и периферическим телесным переживанием вставляется чувственная оценка. Клапаред доказал, что при сдерживании периферического телесного переживания эмоция может не возникать. При этом необходима чувственная оценка, которая обеспечивает приспособление к ситуации. Например, чувство опасности в соответствующей ситуации переживается всегда, однако эмоция страха может как наступить, так и отсутствовать[13].
В свою очередь Анохин утверждает, что физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
Существует биологическая теория эмоций, которая доказывает необходимость их возникновения для эмоциональных ощущений формирования потребностей и их удовлетворения. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма, где удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор.
Симонов рассматривает эмоции с точки зрения информационной теории, где эмоции являются отражением мозга человека и животных какой-либо актуальной потребности человека и вероятности ее удовлетворения.
Л.С. Рубинштейн утверждает, что человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Человеку свойственно относится определенным образом к тому, что его окружает. Именно это переживание окружающего составляет его чувства и эмоции. По мнению Л.С. Рубинштейна, чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [11].
Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Существенное внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию эмоций через нормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах – грустным и т.д.). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоций, что они становятся не тем, чем были вначале… Культурное давление толкает эмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы…».. Культура указывает, какие чувства подходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства.
Таким образом, в науке существуют различные направления в изучении эмоций, которые доказывают, что эмоции существуют как единство переживания и поведения человека. При частом возникновении однотипных эмоций в схожих ситуациях, они закрепляются в структуре личности, становятся значимыми. Некоторые эмоциональные свойства, в частности вспыльчивость, уравновешенность, обидчивость, зависят от свойств нервной системы.   Эмоции могут, как повышать, так и снижать работоспособность.
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.
Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Цель исследования: теоретически изучить особенности эмоциональной сферы в раннем подростковом возрасте (11-12 лет).

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!