Эмоции и чувства дошкольника

Цели и задачи

Цель исследования - определить самые эффективные пути и методы воспитания чувств и эмоций детей дошкольного возраста в образовательном и воспитательном процессе.

Введение и актуальность


О личности можно судить не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по чувствам людей, которые всегда на что-то направлены. Направленность чувств определяется свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями. Если в основе мировоззрения людей находятся определенные и постоянные принципы, то и чувства его будут иметь такие же качества. Для принципиального человека несовместимо моральное осуждение поступка с положительным отношением к нему в области эмоционального переживания. Принципиальные люди любят и ненавидят не случайно, а исходят из глубоких внутренних убеждений. Человек, который не обладает постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью . Сегодня ему нравится одно, завтра - другое.
У таких людей чувства появляются по случайным мотивам, отражая неустойчивость их внутреннего мира, непостоянство их принципов и убеждений. Переживания людей могут быть как глубокими, так и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, то есть с главными сторонами ее внутренней жизни мыслями, желаниями и стремлениями. По другому говоря, люди глубоко переживают только то, без чего они не могут ни жить, ни существовать, что составляет цель их жизни, главную суть их интересов.
Увлечение может быть довольно сильным чувством, но никогда не бывает глубоким. Когда хотят подчеркнуть несерьезность и поверхностность чувств людей, то говорят, что у них не любовь к делу, а просто увлечение. И мы знаем из практики, что люди, склонные к частым увлечениям, как людьми, так и разного рода деятельностью, не могут глубоко чувствовать, они, в основном, поверхностные люди. Устойчивость чувств находится в тесном единстве с глубиной переживания.[6]
Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя может быть и сильные, временны и преходящи. Неустойчивость чувств может проявляться в различных формах. У одного человека она проявляется в форме капризного и изменчивого настроения. Человек каприза - это человек минутного настроения.
Загоревшись каким-либо чувством, он сразу же остывает, и снова легко увлекается делом, часто даже противоположным. У других людей неустойчивость чувств характеризуется быстрой эмоциональной притупляемостью. Известно, что многие чувства при одних и тех же повторяющихся условиях слабеют или исчезают. Те чувства, которые глубоко затрагивают личность, связаны с разными интересами, с главной линией жизни, не только не ослабевают при повторении, а усиливаются и углубляются.
Сильная эмоциональная притупляемость, равнодушие можно наблюдать только у людей, которые смотрят на жизнь с точки зрения одних развлечений. Эти люди не способны ни к серьезному труду, ни к устойчивым интересам, ни к постоянным чувствам. Развитие эмоций дошкольника тесно связано с определенными социальными ситуациями. Понимание, переживание детьми ситуации и ее изменений вызывает определенные эмоциональные состояния. Нарушением привычной ситуации может стать изменение режима, уклада жизни дошкольника, что иногда может стать причиной стресса. По данным А. И. Мышкис и Л. Г. Голубевой, нужно 2 месяца адаптации детей к новым условиям. [4]Нарушение привычной ситуации может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Причиной, которые вызывают эмоциональное неблагополучие, становятся индивидуальные особенности детей, специфика их внутреннего мира впечатлительность, восприимчивость, ведущие к появлению страхов.
Любое центральное для дошкольного возраста новообразование, появляется в ответ на потребности ребенка, включает также эмоциональный компонент. Если новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа вместе с личностными новообразованиями, не удовлетворяются или подавляются, у ребенка может появиться состояние фрустрации. Фрустрация понимается как переживание, вызванное трудностями, стоящими на пути к достижению цели. Фрустрация проявляется в виде агрессии или депрессии.
В состоянии агрессии дети испытывают гнев, ярость, стремление напасть на противника. Депрессия - это пассивное состояние, которое противоположно агрессии. Довольно остро переживают кризис 3 лет и испытывает состояние фрустрации тот ребенок, который находится под излишней опекой взрослых, или тот ребенок, который живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождающегося строгими мерами наказания. Наличие стремлений делать все самостоятельно, по собственному желанию, но и тут же соответствовать требованиям взрослых может вызвать эмоциональные двойственные переживания. Более сильный мотив достижения, которые ориентированы на успех, складывается, скорее всего, тогда, когда успех детей сопровождается их похвалой и демонстрацией со стороны взрослого человека, который общается с ребенком, их личного расположения к нему. При этом неудачи дошкольника, в особенности те, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы не замечаются взрослым, но вместе с тем к ребенку предъявляются достаточно в практических действиях и т.п. [3]
Необходимо отметить, что раннее воспитание самостоятельности у ребенка, опережающее естественный ход его развития, придаст особый вес внешней оценке достижений дошкольника при формировании у него мотива достижения успеха. Объектом самооценки и обусловленных ею переживаний может стать внешность ребенка. По данным В. С. Мухиной, положительное отношение к своей личности отражается в автопортретах изображаемый одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте.
Когда ребенок начинает изображать себя в трудных ситуациях или постоянно рисует страшные сны - это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии. Несоответствие стремлений к высокой самооценке и успехов в деятельности может стать источником отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок может испытывать отрицательные состояния из - за проигрыша в игре с взрослым. Причиной переживания станет несоответствие ожидаемой высокой самооценки, которая основана на желании обыграть взрослого, потребности в признании и реального успеха в деятельности. Большинство детей уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Многие дети такого возраста просто констатируют такой результат, некоторые воспринимают успех или неудачу или с положительными, или с отрицательными эмоциями.

Заключение и вывод

В ходе нашего исследования мы изучили психологию эмоций и чувств дошкольников. Мы выявили, какие эмоции интереса, страха, радости существуют у детей в дошкольном возрасте, обобщили изученный материал и сделали выводы, рассмотрели типичные и нетипичные эмоции в дошкольном возрасте, описали особенные черты дошкольников, установили взаимосвязь между эмоциональными реакциями дошкольников и некоторыми явлениями в их жизни. Мы определили, как образуется эмоциональная сфера и высшие чувства воспитанников.
В эмоциях и чувствах можно увидеть непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения людей. Для маленького человека характерно находиться в "плену эмоций", потому что он не может еще ими управлять. Его чувства быстро появляются и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это проявление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Со временем чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда дошкольник усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, образуются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные. Так у ребенка появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Они начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для дошкольников становятся базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники могут сочувствовать литературным героям, разыгрывать, передавать в сюжетно - ролевой игре разные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности дошкольника, а также общение с взрослыми и сверстниками.
Главным результатам нравственного воспитания является формирование нравственного поведения дошкольника: во-первых, знаний о моральных нормах, а во-вторых, собственного эмоционального отношения к таким нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют главную роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ