экономической системы | Пример курсовой работы

экономической системы

Целью данной работы является анализ региона как социально – экономической системы.

Главным экономическим механизмом государственного регулирования регионального и территориального развития является бюджетная система. В связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации в области финансовой и налоговой политики следует повысить долю бюджетов регионов в общих бюджетных ресурсах. На всей территории России одновременно с этим важно обеспечить функционирование единой налоговой системы с местными, федеральными и муниципальными налогами, механизмом перераспределения доходов между регионами горизонтального и вертикального характера. Необходимостью иметь устойчивые, самостоятельные источники доходов федерального бюджета определяется наличие многоканальной системы для решения задач, которые отнесены к ведению федеральных органов власти в соответствии с Федеративным договором. [4, с. 72].
Только вертикальные трансферты используются в бюджетной системе России, т.е. от бюджета вышестоящего уровня к нижестоящему. Основной источник межбюджетных трансфертов в России – это Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР).
Выделять централизованные средства из федерального бюджета предусматривается регионам только лишь на достижение таких целей, которые за счет других источников финансирования невозможно решать, а также выделение субвенций на реализацию государственных региональных программ. Также возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах, исходя из уровня социального и экономического развития, экологической обстановки, безработицы в регионах.
Основная цель регионального аспекта социально-экономической политики состоит в снятии напряженности в районах повышенной социальной опасности, недопущение острых социальных конфликтов в регионах. [5, с. 102]
Для реформирования внешнеэкономической деятельности региональный аспект также имеет очень важное значение. Правительство в настоящее время под давлением руководства отдельных регионов предоставляет ряд особых прав и льгот по уплате экспортных пошлин, квотированию экспорта товаров соответствующих администраций, а также обязательной продаже экспортерами органам исполнительной власти части валютной выручки.
Социально-экономические особенности регионов обусловливают на федеральном уровне минимальные требования к централизации ресурсов и их межрегиональному перераспределению, а не только требуют разработки мер реализации регионально дифференцированных экономических реформ. Данное условие является одним из важнейших условий надежности, стабильности, политической и социально-экономической систем России.
В последнее время стали активно осуществляться некоторые направления государственного регулирования, к которым относятся в первую очередь следующие:
– дополнение и корректировка действий экономических законов, тенденций и закономерностей. Чем определяется необходимость проведения соответствующих акций регулирования и это нормальная реакция самозащиты рыночного типа организации государства;
– государственное регулирование: финансирование, дотации, госзаказы закупки, создание общих экономических условий и других предпосылок в целях эффективного действия рыночных механизмов хозяйствования в регионах;
– госрегулирование при наличии определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала;
– совокупность мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера;
– поиск компромисса между разнообразными и многочисленными интересами [3, с. 46].
Таким образом, одним из способов адресного регулирования в регионах является прямое участие государства в развитии объектов экономики и социальной сферы. Значительное число проектов в настоящее время осуществляется на долевой основе с использованием средств частных инвесторов и региональных бюджетов.
Проведенные исследования Тверской области позволили автору сделать ряд обобщающих выводов и предложений.
По площади Тверская область – одна из крупнейших областей Европейской части России и занимает одну из лидирующих позиций среди областей Центрального федерального округа Численность населения области уменьшилась за 2017 год по сравнению с предыдущим годом. Продолжался процесс старения населения области: численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась за год.
Тверская область – экономически стабильный регион. Ведущими отраслями промышленности являются:
– машиностроение;
– электроэнергетика;
– пищевая промышленность;
– легкая;
– химическая;
– лесная.
Экономика Тверской области представлена широким спектром видов экономической деятельности с разной степенью развития, однако в формировании объема валового регионального продукта доминирующим является промышленность и торговля, где создается более 30% объема произведенного ВРП.
По объему ВРП в 2017 г. среди субъектов Центрального федерального округа Тверская область занимает 9 место.
По итогам 2017 г. в целом по промышленности индекс производства составил 94,1%. Снижение темпов роста отрасли обусловлено снижением по видам деятельности «добыча полезных ископаемых» и «обрабатывающее производства».
В 2017 г. динамика объемов сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех категорий увеличилась по сравнению с предыдущим годом. Объемы продукции животноводства росли более высокими темпами, чем продукция растениеводства, и размеры прироста по сравнению с предыдущим годом увеличились. Тверская область занимает 53 место в РФ по производству сельскохозяйственной продукции.
За 2017 г. среднедушевые денежные доходы населения области возросли. Основной статьей денежных доходов населения остается оплата труда – более трети в их структуре.
Как и в предыдущие годы, самыми высокооплачиваемыми видами деятельности в области в 2017 г. являлись «финансовая деятельность», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование», в которых уровень заработной платы превысил аналогичный показатель в среднем по области
Таким образом, исходя из анализа, главная цель социально – экономического развития Тверской области это обеспечение высокого уровня благосостояния населения, за счет динамичного и устойчивого развития экономики региона. Возможно, проблемы развития могут решить привлечению инвестиций, развитие инфраструктуры.
Целью данной работы является анализ региона как социально – экономической системы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!