Экологическая политика государства и механизм ее реализации

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы является исследование охраны окружающей среды, как задачи государственного управления.

Введение и актуальность


Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов экологической политики. Можно условно разделить методы на экономические и внеэкономические (административные). Экономические методы действуют в качестве внутренних стимулов для природопользователей, побуждая их к поиску и внедрению экологически чистых, ресурсосберегающих технологий. Административные методы, в числе которых можно назвать законодательно-правовое регулирование, систему штрафов, экологических платежей и другие, являются внешними стимулами для соблюдения природоохранных требований. В социальной экологии выделяются технико-технологические, экономические, законодательно-правовые, политические и воспитательно-образовательные методы. Под техникотехнологическими методами понимается применение технико-технологических решений и средств защиты и развития окружающей среды. В качестве примера можно привести строительство газопылеулавливающих и очистных сооружений на предприятиях, внедрение безотходных производств, замкнутых циклов, реконструкцию и другие способы снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. Законодательно-правовые механизмы, как правило, регулируют отношения между государством, природопользователями разных уровней и окружающей средой. Политические методы проявляются в деятельности таких субъектов экологической политики, как общественно-политические организации и политические партии. Особую роль играют воспитательно-образовательные методы, которые по мнению Д.Ж. Марковича, «служат развитию экологического сознания и моральной ответственности в качестве предпосылки осуществления экологической политики» [4, с. 359].

Заключение и вывод


Особенность системы государственного регулирования природоохранной деятельности состоит в наличии нескольких уровней регулирования: общегосударственного, регионального, местного. В настоящее время в области охраны окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов (так называемый смешанный механизм). Данная система включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Данные меры носят в большинстве случаев вспомогательный (компенсирующий) и локальный характер по отношению к макроэкономическим мероприятиям.
Система экономических инструментов государственного регулирования природоохранной деятельности содержит: экологические налоги, платежи за загрязнение природной среды, государственные субсидии, государственный охрана окружающий среда
Проблемы загрязнения окружающей среды, оказывающие существенное влияние на экономическое развитие, определены в экономической науке как отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии). Наиболее распространенным методом государственного воздействия на загрязнение окружающей природной среды является административное регулирование, заключающееся в прямых запретах и требованиях выполнения экономическими субъектами ряда действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Однако практика показывает, что установленные стандарты и нормы выбросов, позволяют незначительно сократить размеры экстерналий и, как следствие, не приводят к оптимальному размещению ресурсов, поскольку не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов.Рыночные методы борьбы с загрязнением окружающей среды, применяемые в сочетании с административными в последние годы, также не дают ощутимых практических результатов. Реальные практические сдвиги в природоохранной работе могут быть получены в том случае, если государство применит политику баланса методов административного и рыночного регулирования процессов природопользования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ