эффективность использования ГЧП как метода финансирования инфраструктурных проектов | Пример курсовой работы

эффективность использования ГЧП как метода финансирования инфраструктурных проектов

Цель курсовой работы – проанализировать эффективность использования ГЧП как метода финансирования инфраструктурных проектов.

В Зеленой книге Европейского Союза о государственно -частных партнерствах и законодательстве сообщества о государственных контрактах и концессиях, опубликованной в 2004 году, говорится: «Государственно-частные партнерства – это формы сотрудничества между государственными органами и бизнесом, которые служат целям обеспечений финансирования, строительства, модернизаций, управления, эксплуатация инфраструктуры или предоставление услуг “[3].
Проекты государственно-частного партнерства в России имеют давнюю историю. Со времен Российской империи применялись некоторые инструменты государственно-частного партнерства, в частности концессионные соглашения в строительстве железных дорог, примером которых является строительство Царского Села. Первое упоминание о концессии как форме государственно-частного партнерства в законодательстве Российской империи содержится в Постановлении 1836 года «О партнерстве для участков и компаний по акциям», основной чертой которого было создание совместного Акционерное общество исключительно с разрешения государства решает конкретные задачи [4].
Важность государственно-частного партнерства как взаимовыгодной формы сотрудничества была осознана властями СССР во время «Новой экономической политики», которая началась в 1920 году, что впоследствии привело к возрождению промышленности и росту национальной экономики., Во многом благодаря государственно-частному партнерству промышленность СССР достигла таких масштабов, что к началу 1930 года СССР стал передовой силой во многих отраслях.
Как и в Российской империи, основной формой государственно-частного партнерства в СССР была уступка и только при участии иностранных компаний-инвесторов в этой форме соглашений. Ярким примером реализаций концессионных соглашений в СССР являются такие совместные компании, как Albert Kahn Incorporation , создавшая свои предприятия по строительству больших промышленных компаний, таких как московский завод “АЗЛК” (договор был подписан в 1929 году), Казанский авиационный завод, занимающийся авиастроением, стал одним из крупнейших авиационных предприятий.
В.И. Ленин говорил о необходимости государственно-частного партнерства, согласно которому: «Концессия является проводником между мировой экономикой и экономикой России, где Россия предоставляет мировой экономике доступ к добыче полезных ископаемых и природных ресурсов, и что, в свою очередь, обеспечивает необходимый капитал для этого “. Результат этих аргументов был отражен в Указе СНК РСФСР «О концессиях», принятом 23.11.1920.
В российской научной литературе даются трактовки ГЧП как правового механизма согласования интересов и обеспечения равенства между государством и бизнесом при реализациях экономических, инновационных проектов, устремленных на достижения цели государственного управления. В своих трудах Варнавский о взаимодействии государственных и частных субъектов в форме ГЧП выражается так: « Государственно-частное партнерство является юридически закрепленной формой взаимодействия государства и частного сектора в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуги, оказываемые и предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, учреждениями и предприятиями с целью реализации социально значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности ».
Аналогичное мнение о ГЧП высказали и иные российские ученые, такие как Н.Ю. Лапина А.В. Клименко, М. А. Дерябина и другие. Исходя из представленных научных и нормативных определений, концепция ГЧП представляет собой институционально организованные, взаимовыгодные, равноправные взаимодействия между государственными и частными структурами, обеспечивающее сотрудничество их ресурсов, распределения рисков и выгоды при достижениях совместной цели. Сочетание интересов и уникальных возможностей государства и частного капитала, закрепленное в соглашении, которое предусматривает делегирование инвестору ряда государственных функций, обеспечивает синергизм и возникновение качественного взаимовыгодного сотрудничества между сторонами. в решении важных социальных и экономических проблем.
На современном этапе развития российской государственности более результативной формой сотрудничества в границах ГЧП, как и в исторической ретроспективе , является концессия, которая обширно представлена в таких сферах и отраслях , как транспорт и дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, информационно-коммуникационная сфера, социальная сфера [2].
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Государственно-частное партнерство – это отношения между государством и частным сектором (среднесрочные и долгосрочные), позволяющие выполнять задачи социальной значимости на выгодных для обеих сторон условиях.
Одним из наиболее распространенных и часто наиболее эффективных финансовых инструментов, используемых в проектах ГЧП, является «проектное финансирование».
В аналитической части был представлен рейтинг регионов Российской Федерации «ГЧП – 2015-2016», согласно которому были отобраны 10 самых ведущих регионов. Также для дальнейшего анализа была взята Ростовская область, которая занимает 34-е место в рейтинге. Были представлены следующие таблицы, описывающие проекты, реализованные в РО, по отраслям, этапам, уровням, формам и сферам.
Как показывает практика и исследования, основной проблемой ГЧП является отсутствие доверия между основными участниками.
Существует также проблема, заключающаяся в том, что пока еще невозможно запустить Механизм общественного партнерства в полную силу.
Следующая проблема – неразвитая инфраструктура. Эта проблема приводит к тому, что экономический рост начинает сдерживаться.
Еще одна проблема – отсутствие традиций такого партнерства.
Проблема развития сектора государственных услуг путем внедрения механизмов государственно-частного партнерства является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Таким образом, государственный сектор экономики во многом определяет будущее развитие государства. В связи с этим использование эффективных и проверенных организационных технологий, способных значительно улучшить качество услуг в государственном секторе экономики, является жизненно важным для современной России. Задержка решения этого вопроса снижает шансы российской экономики успешно конкурировать на мировом экономическом пространстве.
Цель курсовой работы – проанализировать эффективность использования ГЧП как метода финансирования инфраструктурных проектов.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!