Досуг как социально -историческое явление

Цели и задачи

Цель данной работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты досуга как социально-историческое явление.

Введение и актуальность


В 16 веке российское государство создало условия для расширения культурной деятельности в сфере досуга. Усиление власти российского государства способствовало развитию духовной культуры общества. Книжные традиции Киевской Руси возродились. Во второй половине 15 века в Москве уже был книжный магазин. Однако основным стимулом для развития грамотности стала типографика, введенная в России по инициативе царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В 17 веке переводы латинских и немецких книг были сделаны в Москве, и первые библиотеки появились с коллекциями иностранных произведений в рамках посольского строя в церковных учреждениях и в домах богатых дворян.
Через иностранцев русские познакомились с более продвинутыми формами досуга, которые доминировали в западных странах. Российское государство стало развивать искусство и стало проникать в последние научные открытия. Однако польза от культуры может принести пользу лишь небольшой части населения, главным образом представителям высшей аристократии, и прежде всего королю и его последователям. Особенно популярным во время досуга было чтение. Но русский народ в свободное время следовал преимущественно патриархальным традициям.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей.
Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни все, же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.

Заключение и вывод

Можно сделать следующие выводы, что досуг как социальный феномен имеет глубокие исторические корни и восходит к каменному веку, когда возвращение древних охотников с добычей от соплеменников воспринималось как великий праздник.
В свободное время досуг людей каждой эпохи и их духовное содержание представлены в лучшем виде. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной деятельности Русского народа, безусловно, видишь целостность формирования его сознания и духовных сил.
Культурно-досуговые мероприятия глубоко укоренились в истории российского государства. Люди, которые жили сотни лет назад, уже знали, как формировать свой досуг, чьи лучшие традиции используются в современном обществе.
В настоящее время внимание ученых все чаще привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это определяется масштабом изменений, которые характеризуют эту область жизни. Можно будет говорить о возрастающей роли свободного времени для молодых людей и тем самым увеличить их влияние на процесс социализации подрастающего поколения.
Растущий интерес к социологическому исследованию досуга определяется также содержанием и структурными изменениями досуга под влиянием социокультурных изменений в стране (изменение ценностей российской молодежи, развитие социальной инфраструктуры, появление новых информационных технологий). Это предполагает необходимость типологии рекреационного поведения молодежи в соответствии с современной социокультурной ситуацией в современной России.
Особенности социокультурного статуса подростков отражаются в их досуге, который характеризуется разнообразием и распространенностью активных и рекреационных форм по сравнению со свободным временем других возрастных групп. Ослабление влияния на образование молодежи в традиционных институтах социализации в связи с реформами привело к возрастанию роли досуга молодежи и, следовательно, к усилению влияния их компонентов на формирование личности молодого поколения.
В молодежной среде наиболее важные ориентации образа жизни быстро меняются: в прошлом это были ценности работы, в которых свободное время - это только расслабление равновесия и подготовка к новой работе; сегодня - это ценности досуга, где работа служит средством досуга. В этих условиях идентичность личности подростка определяется предпочтениями досуга.
Таким образом, преобразование досуга российской молодежи связано с изменениями в социально-культурной жизни страны, а также с технологическими и культурными изменениями, которые произошли в условиях глобализации. Появились качественно новые виды досуга, характеристиками которых являются развлекательная, культурная, потребительская и рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга не настолько различны по форме, но и по содержанию (состав читаемой литературы, телевидения, кино), что связано как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением общего мотивационного масштаба личности подростка.
В результате написания данной работы удалось решить поставленные задачи, а именно:
Рассмотреть становление досуга как социально-исторического явление.
Проанализировать использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном российском обществе
Таким образом, была достигнута поставленная цель работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты досуга как социально-историческое явление.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ