Достоевский в Питербурге

В Петербурге Достоевского происходят фантастические в своей прозаичности события многих его произведений, зреют безумные идеи, совершаются преступления . Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон и в различных ракурсах.
Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. Наверно, это заложено в самом городе – двоящемся и растворяющемся в тумане. В его описаниях редко мы встретим обычные для Петербурга красоты – Невский проспект, дворцы, роскошные здания: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
«Петербург Достоевского» как феномен и маршрут
«Петербург Достоевского» является одним из самых популярных пешеходных маршрутов в Санкт-Петербурге. Это образ города на Неве, созданный писателем в своих произведениях. Впервые «Петербург Достоевского» как феномен рассмотрел Н. П. Анциферов и написал об этом в своей одноимённой книге.
Основой для создания образа Петербурга послужили петербургские адреса Ф. М. Достоевского и его окружение, также другие улицы, площади и дома, ставшие прообразами мест, где разворачивалось действие его произведений. Особенно ярко это прослеживается в романе «Преступления и наказания». Достоевский описывал в своих произведениях те места Петербурга, где он сам жил, ощущал ту же атмосферу. Ю. М. Лотман писал:
В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении — «Братьях Карамазовых» — Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, её «страхи и ужасы» (выражение Гоголя), — соответственно «выздоровление» мыслится как преодоление Россией в себе петербургского начала. Творчество Достоевского начинается как естественное развитие петербургского мифа и не менее связано с «петербургским пространством», чем «Медный всадник» Пушкина.
Петербург в глазах Ф. М. Достоевского — многообразен и, отчасти, не очень пригляден. В этом городе на Неве для писателя было нечто зловеще фантастическое. «Грустный, гадкий и зловонный Петербург летом» — так он изображён в его романе «Преступление и наказание», в котором даже стал участником жестокого преступления.
Внутренние драмы героев романа были вынесены автором на людные городские улицы. На них приносит себя в жертву Соня Мармеладова. Тут погибает её отец. На мостовой истекает кровью Катерина Ивановна. На Сенной площади хочет всенародно покаяться Раскольников. Мрачные улочки Петербурга создают аналогичные размышления у этого анти-героя и как бы подталкивают его на преступление. Он видит на бульваре растерзанную девочку; наблюдает, как бросается в канал отчаявшаяся женщина.
И неудивительно, что парадный и великий Петербург с его роскошными дворцами и мостами чужд преступнику Раскольникову. Когда он ходил в университет через Неву, видел реку и мосты, «необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы «. Писатель описал те места Петербурга, которые, по его мнению, могли толкнуть Раскольникова на столь мерзкое преступление. Вы можете совершить прогулку, хорошо описанную на нашем сайте, чтобы ощутить атмосферу романа.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ