Дополнительное образование младших школьников | Пример курсовой работы

Дополнительное образование младших школьников

Цель данного исследования – раскрыть специфику форм организации дополнительного образования детей младшего школьного возраста.

Проблемы деятельности учреждений дополнительного образования имеют системный характер и характеризуются: противоречивой законодательной базой в области дополнительного образования детей, отсутствием социальных нормативов и социальных гарантий, обеспечивающих доступность качественного дополнительного образования детей для всех слоев населения; отсутствием систематизации и доступности программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий; неразвитостью механизмов государственно-общественного контроля за качеством дополнительного образования детей; дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей; остаточным принципом финансирования учреждений системы дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней; отсутствием гарантированного финансирования системы всероссийских мероприятий с обучающимися по различным направлениям дополнительного образования детей.
Наиболее актуальной проблемой современного общества становится формирование необходимых материальных, финансовых, кадровых условий для раскрытия способностей детей автономно от их места жительства, социального положения их родителей.
Актуальной задачей становится переориентация работы учреждений дополнительного образования на обеспечение условий для формирования и развития навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения у каждого обучающегося. Ребенок может сменить несколько кружков, секций в ходе поиска того, что в наибольшей степени соответствует его природным склонностям. Занятия со специалистами обязаны обеспечивать ему возможность глубже узнать себя, уточнить содержание природных задатков, сформировать и развить те умения, которые требуются для выбора будущей профессии.
Социологическое обеспечение процесса самопознания заключается в изучении изменений, происходящих в сознании и поведении детей, включенных в систему дополнительного образования. Полученная информация позволит скорректировать образовательные программы с целью повышения качества работы с обучающимися. Тем самым будет создана основа для постоянного совершенствования системы выявления и развития индивидуальности ребенка в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.
Для всех учреждений дополнительного образования остаются нерешенными вопросы кадрового обеспечения, проблемы подготовки и переподготовки педагогов.
Многие педагоги дополнительного образования не имеют психолого-педагогической подготовки. Это приводит к внушительному снижению качества содержания образования, сокращению количества объединений и сообразно уменьшению числа занимающихся в них детей.
Все это требует серьезного пересмотра профилей деятельности и программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования, разработки новых направлений, в которых учащиеся смогли бы познакомиться с новыми материалами и оборудованием, современными технологиями.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии учреждений дополнительного образования имеется ряд нерешенных проблем: увеличивающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной области, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе; недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, которая не обеспечивает в МАУ ДО ДООЦ жной мере социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранность и защиту, ограничивает возможности ее развития; сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что приводит к ее ресурсному «истощению»; недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала не позволяет реализовывать развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
В целом потенциал системы в настоящий момент используется не в полной мере, что связано с: устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений; недостаточностью законодательной базы в части дополнительного образования детей; недостатком программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья; дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей; остаточным принципом финансирования учреждений дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней.
Итак к основным проблемам развития учреждений дополнительного образования детей можно отнести: остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования, несовершенство нормативной базы образования, снижение уровня научно-методического и программного обеспечения, отсутствие планомерной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; необходимость изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов; неготовность учреждения дополнительного образования в нынешнем своем виде к новым социально-экономическим условиям.
Подводя итоги курсовой работы отметим, что образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития, что актуализирует необходимость существенных изменений в системе отечественного образования. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран, однако социально-экономические реалии современности требуют трансформации системы образования и дифференциации выпускников по уровню компетентности.
Дополнительное образование младших школьников является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране.
Главная особенность дополнительного образования – способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.
Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программно-методическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научно-педагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием.
Далее нами были сформулированы выводы:
Особенности деятельности учреждения дополнительного образования, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания, а также в целенаправленной организации сотворчества младших школьников и взрослых (педагогов и родителей).
Перечисленные особенности деятельности учреждения дополнительного образования создают основу для выявления содержания совершенствования системы дополнительного образования младших школьников .
Средствами обеспечения совершенствования системы дополнительного образования младших школьников являются проектирование содержания воспитания; реализация мероприятий по развитию; инновационная деятельность; подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями.
Теоретическое осмысление процессов развития системы дополнительного образования на основе инноваций представляет собой практический интерес для отечественной системы дополнительного образования, а также социально-экономического развития страны.
Таким образом, цель данного исследования – раскрыть специфику форм организации дополнительного образования младших школьников младшего школьного возраста достигнута.
Задачи: рассмотреть деятельность младших школьников; проанализировать дополнительное образование младших школьников; выявить проблемы деятельности учреждений дополнительного образования;
рассмотреть организацию деятельности младших школьников в рамках дополнительного образования в Красноярском крае; дать анализ дополнительного образования в детском лагере «Орбита»; определить перспективы развития системы дополнительного образования в отечественной практике решены.
Цель данного исследования – раскрыть специфику форм организации дополнительного образования детей младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!