Дни поминовения усопших и их богослужебное отправление.

Цели и задачи

Цель настоящей работы заключается в изучении истории особенности молитвенных отправлений в дни поминовения усопших и их места в современном годичном круге богослужений.

Введение и актуальность


У языческих народов, литовцев, славян и германцев, существовал обычай поминовения усопших осенью. Епископ Афанасий (Сахаров) отмечает, что этот обычай такого поминовения сохранился на Севере России, где и сейчас поминовение совершается в субботу перед праздником Покрова. Он предполагает, что после Куликовской битвы князь Дмитрий Донской совершил торжественное поминовение погибших и на будущее установил ежегодное поминовение павших воинов перед днем своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (8 ноября по новому стилю). Постепенно с поминовением воинов соединилось обычное осеннее поминовение. Димитриевская родительская суббота может быть в период с 1 по 7 ноября, если не выпадает на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) или на праздник со славословием апостола Иакова (5 ноября). В указанных случаях Димитриевская суббота переносится на неделю раньше. В Димитриевскую субботу совершается заупокойная служба «со аллилуйей» по 13-й главе Типикона.
У древних славян был и весенний праздник поминовения усопших, называвшийся «Навий день». Этому поминовению христианство также придало иной смысл. В Страстную и Пасхальную недели не может быть полной литургии (в первые три дня Страстной — литургия преждеосвященных даров, на литургии Василия Великого нет гласного поминовения усопших, на Пасхальной неделе в честь великой радости Воскресения и победы над смертью заупокойные молитвы также не читаются гласно), поэтому усопшие, особенно тех, чьи дни памяти выпадают на эти две недели, поминаются в день, когда совершается первая после Пасхи полная литургия. Этот день — вторник Фоминой недели, праздник Радоницы. Само название «Радоница» происходит от слова «радость». Это радость победы Христа над силами ада. Епископ Афанасий (Сахаров) указывает, что поминовение в Радоницу можно рассматривать как восполнение отсутствия заупокойных молений и гласного поминовения усопших за Страстную и Светлую седмицы.
Как уже отмечалось, акцент Димитриевской родительской субботы постепенно сместился с поминовения павших воинов к поминовению всех усопших. Но день памяти погибших воинов сохраняется в Русской Православной церкви. Определением Архиерейского собора (29 ноября - 4 декабря 1994 г.) ежегодное поминание павших в бою установлено совершать 9 мая, в день Победы над фашистской Германией. Это единственный день поминовения усопших в году с фиксированной датой. После литургии в храмах 9 мая служат панихиду о воинах, погибших в боях за Родину.
В этом параграфе говорилось о днях всеобщего поминовения усопших. Но в Православной церкви существуют специальные дни поминовения каждого усопшего отдельно. О них рассказывается в следующем параграфе.

Заключение и вывод

В представленной работе рассмотрены и проанализированы правила поминовения усопших по Богослужебному Уставу Русской Православной Церкви в их историческом развитии и богослужебная практика поминовения усопших.
Важным представляется представленное напоминание о том, что древние не христиане не считали смерть близкого вечной разлукой с ним, не воспринимали так трагично кончину близких, как это происходит сегодня, молитвы об усопших в первые века не носили траурного характера. Смерть не является концом пути человека, что душа его продолжает существование, о чем помнит Церковь, вознося Богу ходатайственные молитвы об усопших. Однако, в прадничные дни, особенно, в пасхальные, Церковь напоминает верующим, что «у Бога все живы», в эти дни не совершаются заупокойные поминовения, поскольку живые и усопшие объединяются в радости Воскресения Христа и победы над смертью.
В течение тысячелетий складывались молитвы об усопших, ставшие неотъемлемой частью богослужений.
Главнейшими и важнейшими являются поминовения усопших на Божественной Литургии, где все присутствующие вместе молятся за всех поминаемых усопших. Поминание происходит в соответствии с поданными записками на одну литургию, на сорок дней (сорокоусты), а также поминовения на более долгие периоды. Задачей священства является донести понимание важности поминовения усопших на литургии до прихожан.
Церковью выделены особые дни поминовения усопших — это Вселенские родительские субботы — мясопустная, перед Неделей о Страшном суде, и Троицкая; субботы Великого Поста на второй, третьей и четвертой неделе; Радоница — 9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы; Димитриевская родительская суббота; поминовение, установленное указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768–1774), в день Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) — «День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных»; а также установленный в последние годы День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны – 9 мая.
Церковные правила, касающиеся поминовения усопших изложены в Типиконе, молитвы прописаны в Октоихе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ