Дмитрий Иванович Писарев

Цели и задачи

Цель работы – проанализировать литературно-публицистическое мастерство Д.

Введение и актуальность


Весной 1861 г. Писарев оканчивает университет с серебрянной медалью за рассуждение «Аполоний Титанский». Еще раньше в «Русском Слове» (под редакцией Благосветлова) был напечатан Писаревым перевод поэмы Гейне: «Атта Троль». Далее Писарев начинает плотно сотрудничать с этим журналом, хотя еще в апреле 1861 г. он искал сотрудничество в Страннике», считая его органом более консервативным. Когда Писарева впоследствии укоряли за этот шаг, он оправдывался тем, что до близкого знакомства с Благосветловым «не имел понятия о серьезных обязанностях честного литератора».
И все-таки сотрудничество в «Русском слове» привело Писарева к разрыву с некоторыми университетскими товарищами, которые считали публицистику изменой. Журналистская деятельность пришлась по душе Дмитрию Ивановичу, и он поставлял в год до 50 печатных листов.
Весной 1862 г. выходит в свет роковая статья в подпольном журнале. Писарев подвергается преследованию, а после пойман и посажен в крепость, где оставался в заключении более 4 лет. Однако писательство на этом не останавливалось, напротив развивалось еще сильнее, так как оно было единственным делом и развлечением заключенного. Писарев не жаловался на свое положение, он видел в этом даже хорошую сторону, отмечая, что оно располагает к сосредоточенности и серьезной деятельности.
Первые два года работы в «Русском слове» меняют отношение Писарева к некоторым писателям. Майкова он уважает «как умного и развитого человека, как проповедника гармонического наслаждения жизнью». Пушкин, когда нелюбимый им, впоследствии становится автором романа, который является одним из памятников истории, и образцом публициста вместе с Ульрихом фон-Гуттеном, Вольтером, Гете, Шиллером. В этот период он пишет свою статью «Базаров», в которой как раз выражает свои убеждения и настроения по этому поводу. Он увлекается романом Тургенева, наслаждаясь занимательностью рассказываемых событий. Базаровский тип он принимает на себя, понимая сильные и слабые стороны героя и подробно указывая где он прав и где завирается. При этом понимая и причину его лжи, крайний протест против «фразы гегелистов» и «витания в заоблачных высях».
Крайность понятна, но «смешна», и «реалистам» надлежит вдумчивее относиться к самим себе и не провираться в пылу диалектических сражений. «Отрицать совершенно произвольно, – говорит Писарев, – ту или другую, естественную и действительно существующую в человеке потребность или способность – значит удаляться от чистого эмпиризма... Выкраивать людей на одну мерку с собой значит впадать в узкий умственный деспотизм».
Его же словами в дальнейшем пользовались его противники, когда он принялся «разрушать эстетику». Теперь Писарев еще не безусловный поклонник Базарова, каким будет дальше. Сейчас герой для него человек крайне необразованный, он отстаивает безвредные эстетические наслаждения и считает, будто человек осужден жить исключительно «в мастерской», «работнику надо отдохнуть», «человеку необходимо освежиться приятными впечатлениями», с чем не согласен Дмитрий Иванович.
Не смотря на это, Писарев восхищается автором романа. По его мнению, он художник и человек бессознательно искренний. Его восхищение приводит к тому, что он признает бессознательное творчество, которое впоследствии становится одним из его «кошмаров».
Перемена жизненных идей Писарева оставляет отпечаток на его творчестве, начиная со статьи «Цветы невинного юмора». Здесь резко поставлен вопрос о всеобъемлющей культурной роли естествознания. Естествознание – «самая животрепещущая потребность нашего общества», популяризация естественных наук – высшее назначение «мыслящих людей».
Следующая статья «Мотивы русской драмы» также пропагандирует эту идею образно. Призывается проникнуться любовью и уважением к распластанной лягушке. Именно в самой лягушке выражено обновление и спасение русского народа.
И снова в его творчестве появляются и развиваются базаровские идеи. Они выражены через миросозерцание, которое раскрывается во всей полноте в статье «Реалисты». Автор часто ссылается на тургеневского героя, ставя наравне его с понятием «реалист» и противопоставляя «эстетикам» и даже Белинскому. Определение «строгого и последовательного реализма» как «экономии умственных сил» выражено в изречении Базарова насчет природы-мастерской. Отсюда идея полезности, идея того что нужно. А нужными в первую очередь является лишь пища и одежда, значит все остальное лишь «потребность вздорная». Именно эти вздорные потребности объединяются в одно понятие – эстетика. «Куда ни кинь – везде на эстетику натыкаешься»; «эстетика, безотчетность, рутина, привычка – это все совершенно равносильные понятия». Отсюда ряд темных сил, какие подлежат уничтожению реалистом: пигмеи, занимающиеся скульптурой, живописью, музыкой, ученые фразеры вроде «сирен» – Маклея и Грановского, пародии на поэтов вроде Пушкина. «Стыдно и предосудительно уходить мыслью в мертвое прошедшее», поэтому пускай «проходят мимо» Вальтер Скотт с историческим романом, Гриммы, русские ученые с их исследованиями народного творчества и миросозерцания, даже вообще «древний период русской литературы».
После выхода из крепости 1866 г. Писарев чувствует себя крайне истощенным. Его статьи в период 1867-1868 крайне бледны и безличны. Он ограничивается лишь красноречивым изложением содержания разбираемых произведений.
Последнии статьи Писарева печатались в «Отечественных записках». С начала 1867 г. он прекрашает отношения с Благосветловым и с «Русским словом», на тот момент ставшем уже «Дело».
Смерть Дмитрия Ивановича Писарева оказалась внезапной. Он утонул в море в Дуббельне 4 июля 1868г. О жизни Писарева можно сказать: он мгновенно ярко загорелся и также быстро погас. Это был взрыв юношеской протестующей энергии, героический размах органической разрушительной силы, испытавшей несказанное наслаждение в самом процессе разрушения.
Таким образом, жизнь и творчество Дмитрия Ивановича Писарева наложили отпечаток на всю историю русской литературы. Его личные воззрения – так называемые писаревские идеи – уже давно являются только симптомом известного культурного направления, переходным и только с той же исторической точки зрения поучительным.

Заключение и вывод


Жизнь и творчество Дмитрия Ивановича Писарева наложили отпечаток на всю историю русской литературы. Его личные воззрения – так называемые писаревские идеи – уже давно являются только симптомом известного культурного направления, переходным и только с той же исторической точки зрения поучительным. 1860-е гг. стали расцветом его идеи, основная из которых – достижение социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Среди авторов он выделял творчество Ивана Тургенева, Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Чернышевского и отдельно выделял его роман «Что делать?». С нигилистической позиции отрицал значение творчества Александра Пушкина для современности. Основными трудами Писарева Д. И. являются «Очерки из истории труда», «Базаров», «Реалисты», «Разрушение эстетики», «Генрих Гейне».
За время писательской деятельности выразил в своих статьях множество идей по трансформации университетов и общества в целом. Большая часть из них были теоретическими, и даже сам автор признавал их нереализованность. Однако, приверженность взглядам Чернышевского, Конта и других теоретиков не могли не оставить отпечаток на взглядах литератора. Движущей силой общества считал развитие умственных способностей, естественные науки и промышленность. Своей главной идеями он видел, образумить публику насчет Пушкина, «перерешить» вопросы, решенные Белинским, «с точки зрения последовательного реализма».
Писарев своей деятельностью оставил крупный след в истории литературы. Благодаря критическим, правдивым статьям он стал популярен среди молодежи. Его борьба с принципами авторитетности, его отстаивание прав личности пережили надолго ту эпоху, выразителем которой он явился. Его крупный критический талант и до сих пор не утратил своей свежести и своего обаяния.

Другие курсовые работы