Дизартрия

Цели и задачи

Цель исследования: изучить комплексный подход к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии.

Введение и актуальность


В своих трудах С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.Н. Мастюкова, Н.С. Симонова отмечают, что у детей с дизартрией затруднения, в выполнении заданий на обобщение предметов методом классификации. При установлении последовательности в сериях сюжетных картинок, причинно-следственных связей и ориентировке во времени, при группировке предметов и фигур по форме, цвету и величине .
По мнению А.П. Вороновой, Л.В. Кузнецовой дети испытывают трудности с пространственной ориентацией, в основном затрудняются в дифференциации понятий «внизу» и «вверху», обозначающих местонахождение объекта, а также отмечаются трудности ориентации в собственном теле [Кузнецовой 2002: 9].
В.И. Селиверстов [Селиверстов 1997: 18], Г.А. Волкова [Волкова 1989: 7] среди особенностей эмоционально-волевой сферы детей с дизартрией отмечают легкую возбудимость, неустойчивость настроения, импульсивность в деятельности, двигательное беспокойство, что часто приводит к проблемам поведения. У отдельных детей случаются аффективные вспышки.
В трудах Е.Ф. Архиповой [Архиповой 2006; 2] отмечается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть. Они совершают много лишних движений, быстро утомляются, не могут, попрыгать или устоять на одной какой - либо ноге, плохо имитируют движения. Их моторная недостаточность особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений [Архиповой 2008; 1].
Страдает тонкая моторика рук, дети испытывают трудности при овладении навыками самообслуживания, не могут завязать шнурки, застегнуть пуговицу, развязать шарф. Испытывают трудности в работе с ножницами и с другими бытовыми инструментами, плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие неохотно рисуют, лепят, неумело играют с конструктором, мозаикой.
Таким образом, стоит отметить, что вышеуказанные особенности развития подтверждают сложную структуру дефекта при дизартрии. Органические поражения ЦНС приводят расстройствам моторных функций, а также дыхания, голоса, звукопроизношения. На фоне данных нарушений предрасполагает отставание в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Заключение и вывод

В последнее время дизартрия у детей – диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушение в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата.
При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого неба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношения).
Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребенка к школе.
При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие дети вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушение речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.
Целью нашего исследования является изучение комплексного подхода к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии.
В данной работе были изучены следующие аспекты:
Этиология и механизм дизартрии.
Описана симптоматика речевых нарушений при дизартрии
Рассмотрены направления коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление симптоматики речевых нарушений при дизартрии.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ