Дискуссия как форма обучения иностранному языку
Цели и задачи
Цель исследования – выявить важную роль дискуссии как метода интерактивного обучения иностранному языку.
Введение и актуальность
Для тех, у кого хорошо развита зрительная память и пространственное мышление, предлагаем четвертый тип «мозгового штурма» – схемы. Этот вариант «выращивания идей» отличатся от трех предыдущих тем, что в данном случае мысли развиваются сразу во всех четырех направлениях: влево, вправо, вверх, вниз. Идеи видны в развитии, во взаимодействии друг с другом. Видно (наглядно), как одна мысль рождает другую, а та, в свою очередь – следующую и так далее (насколько хватит воображения). Кроме того, уже на этом этапе работы идеи не просто генерируются, но и организуются в структуру.
Итак, устное сообщение как главный элемент дискуссии – мысли вслух, мысли, которые обретают форму изложения, общения со слушателем, должно быть ясным и убедительным. На формирование устного высказывания в речевой ситуации общения отводится всего несколько секунд, чтобы задуматься над тем, что именно следует сообщить собеседнику по тому вопросу, который поставлен, какова главная идея сообщения. Помочь в этом может только четко сформулированный главный тезис, который станет основой ответа.
Получив задание (вопрос), определив тему высказывания и его языковую функцию, необходимо немедленно приступать к разработке главного тезиса, который ляжет в основу высказывания. Разработку главного тезиса следует начинать с выбора интересной идеи, которая станет ключевой мыслью самого тезиса. Для поиска интересной идеи, во-первых, необходимо отбросить те идеи, которые:
- не вызовут интереса у коммуникантов
-не могут быть достаточно полно раскрыты в силу разных причин (например, они могут быть «очень личными»)
- не отвечают заданию (не в тему)
Второй ваш шаг в этом направлении должен предусматривать отбор тех идей, которые более всего вдохновляют говорящего на высказывание по теме. Однако не всегда и не сразу интересные мысли приходят в голову; часто происходит так, что человек не знает, о чем сказать, даже когда выявлена тема, определена задача и способ ее достижения. Мыслительный процесс не должен стоять на месте. Следует представить идеи в развитии, во взаимодействии друг с другом, как одна мысль рождает другую, а та, в свою очередь – следующую и так далее (насколько хватит воображения). Однако из океана мыслей необходимо «выловить» самую важную и интересную.
Методика мозгового штурма наиболее ярко демонстрирует технику критического мышления. Варианты уроков с применением техники креативного мышления отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Учащиеся становятся более самостоятельными, мыслят креативно, творчески относиться к учебе [9,56].
Проектируя процесс решения определенных задач заранее, т.е. «на будущее», предусматриваются все нюансы выполнения поставленных задач: как это должно быть сделано, кто сделает это, когда и где сделать это. Этот процесс учитывает прошлые тенденции и существующие, чтобы эффективно спроектировать новые задачи для будущего. В свою очередь, проектирование должно строиться на базе технологии критического мышления, поскольку оно необходимо именно для применения технологии критического мышления на практике, в работе с творчески одаренными детьми.
Критическое мышление представляет собой высокоинтеллектуальный процесс деятельности мозга, процесс, дающий возможность человеку воспринимать, созерцать, анализировать и делать выводы и умозаключения на базе полученной информации на уровне высокоодаренных людей, готовых и способных к творческому поиску и выдвижению новых идей в любой сфере человеческой деятельности. Под критическим мышлением следует понимать проявление любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов, анализировать, мыслить и творчески решать поставленные задачи.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Заключение и вывод
Дискуссия предполагает владение искусством обмена репликами, краткими и лаконичными, отсутствие предварительной подготовки и обдумывания. Высказывания участников дискуссии допускает неполные предложения, сокращенные, фрагментарные, эллиптические. Вопросно-ответной форме диалога присущи ситуативность и реактивный характер. Особенность дискуссии состоит в том, что акт говорения предполагает акт слушания, и собеседники всегда знают, о чем идет речь. С этим связано чередование во времени вербальных воздействий собеседников, которые не всегда доводят речевое высказывание до его наиболее полной формы. Особую роль в дискуссии играют вопросы. Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Логически некорректными (неправильно поставленными) называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения. Рассматривая ход дискуссиикак многоуровневый процесс, в современной теории аргументации выделяют принципиальные (основные, главные вопросы относительно выдвинутого тезиса) и операциональные вопросы (частные вопросы, возникающие в ходе рассуждения). В ходе обсуждения нередко ставятся актуальные, жизненно важные, принципиальные вопросы. В таких ситуациях формируются речевые умения-“воздействия”.
Учебная дискуссия – речевая ситуация, созданная на уроке иностранного языка и имеющая целью развить, совершенствовать
коммуникативную компетенцию учащихся в результате обмена репликами и построением собственных логико-языковых высказываний.
В практической части данного исследования проведено сравнение учебных пособий Enjoy English 7, English VII, Spotlight 7 в контексте представленных заданий по проведению дискуссии в 7 классах, который показал, что представленные в каждом из учебников материалы и задания к ним, соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню коммуникативной компетенции учащихся среднего звена (7 класс), а также критериям аутентичности, лежащей в основе эффективного обучения иностранному языку. Мы считаем, что именно таким должен быть современный учебно-методический комплекс для обучения иностранному языку, и правильно организованная работа с ним может дать быстрые и эффективные результаты
В ходе исследования была достигнута цель – выявлена важная роль дискуссии как метода интерактивного обучения иностранному языку.
Решены задачи:
- дано «рабочее» определение понятию «дискуссия»
- рассмотрены виды дискуссии
-рассмотрена дискуссия как эффективный метод развития навыков говорения
-рассмотреть процесс организации учебной дискуссии на примере учебных пособий Enjoy English 7, English VII, Spotlight 7
- проведен сопоставительный анализ использования дискуссии как метода обучения иностранному языку на примере указанных учебных пособий
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт