Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Многие исследователи указывают на то, что в структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц периферического речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов). При этом характер нарушения звукопро-изношения характеризуется как полиморфный[1].
Недостатки звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Кроме того, для дизартриков характерно упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые — взрывными, звонкие — глухими, шипящие -свистящими, твердые — мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.
У детей резко снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться назальный оттенок в речи. При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, смодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет. У некоторых из них ослаблен речевой выдох, и дошкольники говорят на вдохе. Речь приобретает захлёбывающийся характер[9].
Ещё одной характерной чертой стёртой дизартрии является нарушение темпа речи: у одних детей он ускоренный, у других — замедленный. По данным О.А. Токаревой, и в том, и в другом случае значительно изменяется длительность звучания согласного и гласного внутри слога. При быстром темпе гласные могут полностью исчезнуть, а при замедленном происходит удлинение слога за счет растягивания гласного. Все это так или иначе сказывается на общем звучании речи, которая становится либо излишне торопливой, либо неестественно растянутой [5].
Главная особенность нарушений звукопроизносительной стороны речи при стёртой дизартрии заключается в том, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. При этом недостаточность артикуляционной моторики не только затрудняет формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывает нарушения фонематического восприятия, что вызывает у ребёнка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова.
По мнению Л.В. Лопатиной, наиболее сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений артикуляционными органами и частями тела. В большинстве случаев совершаются быстрые, беспорядочные движения языком, которые часто заменяются движениями головы вперёд, отмечается нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений [4].
И.Б. Карелина пишет: «Стёртая дизартрия по своим проявлениям очень близка к сложной дислалии. При обеих формах речевой патологии чаще страдают отдельные группы звуков (сенсорные, шипящие, свистящие). Остальные при изолированном произнесении звучат четко, но в спонтанной речи отмечается смазанность, назализация, палатализация, ускоренный/замедленный темп речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, им не хватает выдоха на полную фразу. Голос у детей слабый, тихий, хриплый. Нарушение звукопроизношения у таких детей может сочетаться с различными уровнями речевого недоразвития» [3].
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений фонетического строя у детей со стёртой дизартрией.
Таким образом, в структуре дефекта при стёртой дизартрии ведущими являются следующие проявления речевой и неречевой симптоматики: нарушение звукопроизношения, несформированность мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи, недостатки артикуляционной, мелкой и общей моторики. Анализ результатов эксперимента показал, что у детей со стёртой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ