Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников | Пример курсовой работы

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Цель исследования: рассмотреть дидактическую игру как средство активизации познавательной деятельности младших школьников, выступающую как условие успешности обучения.

Так, обучаясь математике, ученики не могут проанализировать и правильно воспринять цифры 6 и 9, в русском алфавите – буквы Э и 3 и т.п. Работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося сравнению свойств предметов, анализу, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Учитель продолжает учить его технике восприятия, показывает приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления свойств, что стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера. [14]
Что касается развития внимания, то здесь, дети, приходящие в школу, не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. 
Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.
У первоклассников произвольное внимание неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому учитель прибегает к разнообразным видам учебной работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей (устный счет разными способами, решение задач и проверка результатов и т.д.). У учащихся 1-2-х классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. Это важно использовать на уроках, чередуя умственные занятия с составлением графических схем, рисунков. При выполнении простых, но однообразных занятий младшие школьники отвлекаются чаще, чем при решении более сложных заданий, требующих применения разных способов и приемов работы. [14]
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой соседа.
Развитие памяти. Семилетний ребенок легко запоминает внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Первоначально дети применяют самые простые способы – многократное повторение материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания происходит только на уровне узнавания. Так, первоклассник смотрит на текст и полагает, что он его выучил, поскольку испытывает чувство «знакомости». Но немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания. [11, c.21]
Специальная работа необходима для формирования у младших школьников приемов воспроизведения, когда учитель показывает возможность вслух или мысленно воспроизвести отдельные смысловые единицы материала до того, как он усваивается целиком. Воспроизведение отдельных частей большого или сложного текста может быть распределено во времени. В процессе этой работы учитель демонстрирует детям целесообразность использования плана.
Эффективность запоминания учащимися словесно выраженных сведений повышается от 1-го к 3-му классу и происходит процесс быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных. Объясняется это интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания. Формировать приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно применительно к обоим видам учебного материала, а именно, словесному и наглядному. [12, с.45]
Что касается воображения, то здесь отметим, что в процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых тяжело понять учебный материал и усвоить его. Для усвоения нужна работа по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения, касающиеся образов: сначала образы воображения у детей расплывчаты, но далее они становятся более точными и определенными; отображают несколько признаков, среди которых преобладают несущественные, к 3-4-му классу число отображаемых признаков возрастает, причем среди них преобладают существенные; образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность. [14]
Мышление у детей начальной школы  развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.  [8, с.18]
В школьный возраст, указывал Л.С.Выготский,  ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. Обычно в школе интеллект развивается так, как ни в какое другое время. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. То же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения. [8, c.21]
Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Обучение языку в школе – это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя. [25, c.30]

В процессе работы над темой нами был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме. В результате был сделан вывод о том, что к вопросу об использовании игры в обучении стоял давно (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин и др.), но в последнее время интерес к этой проблеме сильно возрос, но тем не менее, не все авторы включают игровой материал в свои учебники, тетради и методические пособия.
В ходе исследования влияния дидактической игры на активизацию познавательной деятельности, была проведена опытно-экспериментальная работа. Проводилась работа в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уроки русского языка не являются любимыми среди учеников, дидактических игр используется мало, учителя испытывают трудности при подборе игрового материала. Так же нами был проведен срез знаний, который показал высокий процент оценок «хорошо» и «удовлетворительно», что говорит о невысокой усвояемости знаний.
В ходе формирующего эксперимента дидактические игры были включены в ход уроков и проведено наблюдение за изменением активности учеников на уроках русского языка. В ходе контрольного эксперимента, проведенного после формирующего, выяснили, что ребята стали более активными на уроках, уроки стали интересней, повысилась успеваемость, что показал новый срез знаний (количество оценок «отлично» увеличилось, а «удовлетворительно» снизилось).
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Выяснили, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует активизации познавательной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть дидактическую игру как средство активизации познавательной деятельности младших школьников, выступающую как условие успешности обучения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!