Диагностика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с овз (нарушение речи) | Пример курсовой работы

Диагностика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с овз (нарушение речи)

целью работы с такими детьми, в первую очередь является создание условий для активного развития речи.

Произвольно запоминать дети начинают с трех-четырех лет благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.
Детям дошкольного возраста свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.
В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для детей с трех до пяти лет характерно репродуктивное воображение. Все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.
Первые проявления воображения можно наблюдать у детей младшего дошкольного возраста. К этому времени у детей накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.
Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком с нарушением речи действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей коррекционной работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.
Начинать работу по развитию коммуникативных навыков следует с диагностики. Диагностическая работа педагога заключается в выявлении особенностей и трудностей речевого развития ребенка. Педагог должен действовать по определенному алгоритму:
изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;
квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Для диагностики педагог должен использовать следующие методы:
наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
беседы с родителями.
Система работы педагога по развитию коммуникативных навыков предусматривает введение в образовательный процесс упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, расширение словаря, игр на словообразование и формирование грамматических форм, связной речи. Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Основная задача этих игр-занятий – воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки связной речи.
У детей с нарушением речи обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения.
Развитие коммуникативных навыков происходит наиболее эффективно, если работа осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с ребенком в интересующей его деятельности. Педагогу представляется возможность интеграции нескольких образовательных областей, возможность успешно взаимодействовать с родителями воспитанников, что, безусловно, повлияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
целью работы с такими детьми, в первую очередь является создание условий для активного развития речи.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!