Дезодаптация детей в младшем школьнов возрасте | Пример курсовой работы

Дезодаптация детей в младшем школьнов возрасте

Целью курсовой работы явилось изучение многосторонности психологических аспектов дезадаптации в школе, возникающих у детей на первом году обучения.

В работе И.А. Милославовой тоже отмечается объективно-субъективный характер адаптации и указывается, что за счет социальной адаптации «человек получает необходимые для жизни стандарты, стереотипы, за счет которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам» [10,с.132]. С позиции Т.Н. Вершининой, когда «социальная среда активна в отношении субъекта, тогда в адаптации преобладает приспособление; когда же во взаимодействии доминирует субъект, тогда адаптация имеет характер активной деятельности» [8,с.262]. С.Д. Артемов определил социальную адаптацию как «ход приспособления личности к действующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям социума, в котором человек живет и действует» [12,135-136].
Приведенные позиции к определению адаптации свидетельствуют о том, что авторы употребляют термин с разными смысловыми оттенками. Потому можно согласиться с Асеевым В.Г., который сказал, что в настоящее время нет четкого и однозначного определения адаптации, которое бы учитывало все оттенки этого процесса, в связи с чем вопрос определения понятия ” адаптация” продолжает оставаться актуальной и требующей своего всестороннего разрешения [22,с.7-8].
В исследовании адаптации учителем огромную роль играет анализ эмоциональных переживаний. Это основано на том, что новые требования меняют эмоциональную сферу, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию, вплоть до появления пограничных нервно-психических расстройств.
При изучении разных аспектов адаптации авторы большое внимание уделяют ее факторам. Необходимо отметить: в некоторых исследованиях проходит смешение «факторов» и «критериев» адаптации. Данная ситуация основана на том, что адаптация рассматривается в качестве процесса (развития явления во времени) и в качестве результата (следствие данного развития). В случае, когда адаптация рассматривается в качестве процесса, говориться должно о ее факторах, о ряде условий либо обстоятельств, определяющих результат. Если анализируют результаты процесса, то говорят о критериях, то есть о средствах проверки протекания адаптации.
Под факторами понимаются причины процесса, определяющие характер. Более популярно деление факторов на объективные и субъективные. Объективные рассматриваются исследователями как внешние условия психической адаптации.[17]
По мысли Я.Л.Коломинского и Е.А.Панько положительную роль в адаптации играют такие факторы:
благоприятная семейная микросреда, для нее характерно отсутствие конфликтов;
правильное воспитание в семье;
полноценное общение с ребенком, интерес к подготовке к школе;
полный контакт родителей и учителя;
исполнение ребенком требований режима школы [9,c.134].
Для адаптации младших школьников к школьному процессу воспитания и обучения необходимо создать условия как в первый год обучения, так и на протяжении всего обучения на начальной ступени:
вести поэтапную диагностику развития младших школьников;
на базе ее итогов осуществлять профилактическую и коррекционную работу;
применять результаты диагностики учителем для оказания помощи школьнику по преодолению конкретных проблем;
определить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками при помощи использования правильных оценочных действий;
осуществлять коллективную, групповую работу с детьми;
реализовать принцип системности и последовательности в ходе обучения и организации жизнедеятельности младших школьников;
учителю нужно выступать источником психолого-педагогических знаний для всех родителей учеников;
осуществлять поиски компенсаторных возможностей школьника посредством совместных воспитательных воздействий родителей и школы.[23]
Таким образом, говоря об адаптации как процессе, важно помнить о двух сторонах.
В курсовой работе мы рассмотрели три аспекта: адаптация с позиции различных авторов, характеристика младших школьников и факторы дезадаптации.
Таким образом, мы подошли к выводу, что адаптация – это очень важный процесс. В самом популярном и известном значении школьная адаптация – это адаптирование ребенка к новейшей для него системе социальных условий, отношениям, требованиям, видам деятельности и режиму жизнедеятельности.
Понятие «адаптации» было рассмотрено многими авторами. В психологической литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.
Н.Я. Кушнир и Н.Н. Максимук под адаптацией шестилетнего ребенка к школе понимают:
а) физиологическую адаптацию как процесс приспособления функций организма, его органов и клеток к условиям среды;
б) социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления системы «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия.
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухина, И.В. Дубровина и др. рассматривают адаптацию как привыкание к условиям окружающей среды, связанное со сменой ведущей деятельности и социального окружения. При этом также подчеркивается взаимообратный характер адаптации.
В.Г. Асеев считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения понятия “социальная адаптация” продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения.
Во втором параграфе мы рассмотрели понятие «младший школьный возраст» и его характеристику. Итак, младший школьный возраст – это период в жизни человека от 6/7 до 10/11 лет. Этот период характеризуется рядом событий, которые могут существенно повлиять на особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками и окружающим миром и т.д.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие. Наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Вместе с тем он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него меняется логика мышления, а также интересы, ценности, весь уклад жизни. Учебная деятельность становится ведущим видом деятельности. Появляется новая система отношений «ребенок-учитель», которая начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям наряду с возрастающим стремлением доказать свою индивидуальность, утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Наконец, во второй главе мы раскрыли причины дезадаптации в младшем школьном возрасте. Среди них: несформированность внутренней позиции школьника, слабое развитие произвольности, недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, способности к взаимодействию с другими детьми, отношению к себе. Кроме того, трудной адаптации способствуют завышенные требования родителей. Слабое состояние здоровья.
Отдельного внимания требуют дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные), леворукие дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, адаптация младших школьников как социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время. Особое значение она должна представлять для учителей и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Целью курсовой работы явилось изучение многосторонности психологических аспектов дезадаптации в школе, возникающих у детей на первом году обучения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!