Деятельность социального педагога | Пример курсовой работы

Деятельность социального педагога

Цель курсовой работы: анализ деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников.

Произвольное действие к семи годам возникает как самостоятельное, а до того оно регулируется игровой ролью. Новая способность появляется у младшего школьника именно благодаря его действованию внутри ситуации (в семь лет – это ситуация игры). С развитием игры произвольность становится особым инструментом, позволяющим управлять поведением младшего школьника .
Условием возможности действия является чувство собственной активности. Внутри исходной ситуации формирования (или порождения) произвольного действия ребенок увлечен ситуацией и, в сущности, не чувствует своего действия.
Становление произвольности и утрата непосредственности воплощаются в разнонаправленные процессы дифференциации практически всех сторон психической жизни младшего школьника . Ребенок еще не различает имеющийся уровень развития качества и желаемое состояние. К семи же годам ответы младшего школьника меняются кардинальным образом[9].
Развитие мотивов общения со сверстником зависит от четырех основных направлений психического развития:
развитие самосознания младшего школьника ;
развитие внутреннего плана действия, и в частности приобретение знаний и представлений в области, не связанной с непосредственным восприятием;
развитие ведущего вида деятельности дошкольного;
4) переход от центрации на себя к центрации на других – пониманию точки зрения другого человека.
Таким образом, основные изменения сознания младшего школьника концентрируются вокруг развития его потребности в причастности и соответствии тем требованиям.
Во всех этих случаях ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей. На седьмом году жизни в целостном отношении к близкому взрослому выделяется отношение к правилу. Это отношение по своей внешней форме является отрицательным. Но главным в этом случае является не модальность отношения, а самый факт его возникновения.
Трудновоспитуемость возникает в привычных ситуациях. У детей 6-7 лет она возникает в домашних условиях. Поведение младшего школьника в новых ситуациях, напротив, отличается конформностью. И в старых, привычных (н-р, в домашних) условиях, и в новых ситуациях ребенок действует в соответствии с мифом своей идеальной формы: шестилетка изображает «настоящего» школьника.
Но для старых ситуаций это поведение неадекватно, оно разрывает целостность ситуации, провоцирует конфликт. Эти ситуации показывают необходимость для взрослеющего младшего школьника увидеть, почувствовать границу своих возможностей, меру своих свобод[11].
В указанном конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды, связанные с ригидностью системы воспитания, затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и создаются условия, возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса.
Именно в фазе конфликта происходит обнаружение ребенком нового «жизненного значения», которое обеспечивает завершение процесса формирования произвольности.
Знание структуры и содержания профессионального мастерства необходимо каждому социальному педагогу. Увлеченность, любовь к своему делу, удовлетворение и развитие профессиональных потребностей и интересов, составляющие профессиональную направленность личности, ее профессиональное мышление и самосознание в сочетании с высоким уровнем освоения профессиональных знаний, умений и навыков, развитием творческих способностей – вот “главное в работе социального педагога.
Изучение причин девиантного поведения младших школьников , использование эффективных методов профилактики и коррекции поведения младших школьников занимают важное место в работе психолога, педагога, социального работника, но, мы считаем, что данная деятельность должна стать важнейшим направлением деятельности школьного социального педагога.
В работе рассмотрены важнейшие проблемы, имеющие непосредственное отношение к практике общения с детьми. Социально-психологические знания и навыки анализа ситуации имеют большое значение для педагога. Они позволяют лучше понять детей, создать такую ситуацию общения с ними, которая наиболее плодотворно отражалась бы на их внутреннем психическом состоянии, давала бы детям чувство социальной защищённости, способствовала их творческому развитию.
Следует помнить, что успешное решение проблемы межличностного общения школьников возможно только в результате соответствующей целенаправленности всего учебного процесса.
У детей младшего школьного возраста психокоррекция эмоциональных реакций может происходить в игре. Во время игровой терапии мы имеем возможность восстановить сбитый механизм реагирования, помочь ребёнку реконструировать свои личностные нарушения и подготовить младшего школьника к формированию более продуктивных и гибких способов реагирования на события.
В начальной школе часто резко выступают индивидуальные особенности поведения детей, их отношение друг к другу в коллективе: одни дети общительны, инициативны, другие застенчивы, робки, третьи угрюмы, неприветливы. Эти особенности детей влияют на их положение в коллективе. Часто возникает необходимость изменить положение личности в коллективе, найти пути создания для каждого младшего школьника состояния эмоционального благополучия, к которому он внутренне стремится. Одним из важнейших условий перестройки межличностных отношений является включение младшего школьника в интересную, увлекательную деятельность. Игровая ситуация действует на воображение любого младшего школьника: активного, застенчивого, медлительного, робкого и т.д. Все дети сходятся в одном желании: они хотят получить интересную роль в игре.
Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании младших школьников. В игре, используя положительный эмоциональный настрой школьника, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушания, формировать положительные привычки и навыки.
Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников осуществлялась по четырем направлениям: организационные мероприятия, работа с обучающимися, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом. В программе представлено содержание этапов работы социального педагога с исследуемой категорией младших школьников .
Исследуя проблемы девиантного поведения младших школьников , мы осознали, что осветили только часть проблемы. Естественно, требуются дальнейшие исследования по данной теме, например, роль семьи и её влияние на девиантного школьника, рекомендации социальным педагогам по работе с детьми девиантного поведения. Ни в коем случае нельзя останавливаться в таких исследованиях: жизнь меняется, младшие школьники вместе с ней, и в то же время должны меняться методы, формы работы с этими детьми, в противном случае наша деятельность будет неэффективна и бесполезна.
Цель курсовой работы: анализ деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!