Деятельность депутатских фракций и групп. | Пример курсовой работы

Деятельность депутатских фракций и групп.

Целью данной работы является комплексное изучение деятельности депутатских фракций и групп и выработка рекомендаций по их совершенствованию.

В Российской Федерации при формировании депутатских фракций используется критерий партийности, так как во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего списка кандидатов, который выдвигается определенной политической партией, имеющей право принимать участие в выборах, в том числе и выдвигать списки кандидатов.
Численный критерий при создании депутатских объединений в Государственной Думе РФ не используется, т. е. все депутаты, избранные в составе федерального списка кандидатов, входят в соответствующую фракции. Фракция подлежит регистрации вне зависимости от количества ее членов.
Субъекты Российской Федерации не всегда следуют аналогичным образом при определении порядка формирования фракций в своих законодательных органах. Так, в Кировской, Пензенской и Саратовской областях в регламентах законодательных органов не предусмотрен минимальный порог численности для создания депутатских фракций. В Саратовской области предусматривается, что депутаты, не входящие ни в одну из фракций могут образовывать депутатские группы, численностью не менее 5 человек. В других субъектах РФ количество депутатов, необходимое для формирования фракции, колеблется от 3 в Нижегородской области до 20 в Удмуртии. В Смоленской областной Думе фракция может быть сформирована из количества депутатов не менее 1/5 от депутатского корпуса. В основном в субъектах РФ установлено необходимое число депутатов для формирования фракции в количестве не менее 5 человек.
Большинство субъектов РФ формирует депутатские объединения по партийному принципу.
Также важными процедурными моментами деятельности депутатского объединения является порядок его создания и прекращения.
По общему правилу при создании депутатского объединения оно подлежит регистрации. В регламентах законодательных органах указывается, кем осуществляется регистрация, основания для регистрации и ее срок.
Так, ст. 23 Регламента Саратовской областной Думы указывает, что регистрацию депутатских фракций и депутатских групп осуществляет Мандатная комиссия Думы.
В соответствии со ст. 35 Регламента Орловского областного Совета народных депутатов депутатские объединения, созданные из депутатов Совета, подлежат регистрации в Совете.
Для регистрации фракция представляет следующие документы:
1) копию постановления избирательной комиссии области об установлении общих результатов выборов депутатов Совета;
2) письменное уведомление руководителя фракции об образовании фракции;
3) подписанный всеми членами фракции протокол организационного собрания фракции;
4) список депутатов Совета, вошедших в состав фракции;
5) положение о фракции (представляется только в случае его принятия).
Анализ регламентов законодательных органов различных субъектов РФ свидетельствует об отсутствии четко установленного срока регистрации фракции с момента начала работы вновь избранного законодательного органа, устанавливается лишь срок регистрации, который может отличаться в разных регионах: 2 рабочих дня по Регламенту Законодательного Собрания Нижегородской области и 7 рабочих дней по Регламенту Законодательного Собрания Челябинской области с момента подачи документов на регистрацию. Как правило, депутатские объединения создаются в минимальный с момента начала работы органа нового созыва срок. Вопрос о возможности образования в действующем законодательном органе депутатских фракций не решен и на уровне Государственной Думы.
Зарегистрировавшись в установленном порядке, депутатские объединения приобретают официальный статус депутатского объединения и пользуются всеми указанными в регламенте законодательного органа полномочиями.
Прекращение деятельности депутатских объединений также решается различным образом как в мировой практике, так и в практике субъектов РФ. В большинстве случаев основанием для прекращения деятельности депутатского объединения является сокращение его численности ниже установленного минимума.
В некоторых случаях в регламенте законодательного органа закрепляется право на самороспуск фракции. В ФРГ дополнительным основанием ликвидации фракции и утраты депутатами своих мандатов служит признание политической партии, членами которой они являются, неконституционной Федеральным конституционным судом.
По общему правилу прекращение деятельности фракции автоматически влечет за собой исключение ее членов из состава руководящих или рабочих органов палаты парламента.
Требования регламентов различных субъектов РФ по вопросам прекращения деятельности депутатских объединений различаются. В основном, причиной прекращения деятельности фракции является сокращение численности депутатской фракции или группы ниже установленного в регламенте минимума. Однако, если в регламенте законодательного органа субъекта РФ отсутствует требование к количеству членов депутатского объединения, то такое основание не применимо.
Право на самороспуск депутатского объединения не предусматривается в регламентах законодательных органов субъектов РФ.
Таким образом, законодательство в сфере регулирования вопросов формирования, регистрации и порядка прекращения деятельности депутатских фракций и групп требует дальнейшего совершенствования. Единообразные требований и критериев в данной области отсутствуют, требования, содержащиеся в регламентах законодательных органов различных субъектов РФ, различаются.
Создание фракций, как правило, осуществляется на основе партийного и численного критериев.
Прекращение деятельности депутатских объединений практически не регулируется нормативными актами субъектов РФ. Наиболее распространенным основанием прекращения деятельности депутатского объединения является снижение его численности ниже установленного минимума. Однако при отсутствии требований к численности депутатского объединения и такое основание не применимо.
Других оснований для прекращения деятельности депутатских фракций и групп в нормативных правовых актах субъектов РФ не предусматривается. На наш взгляд, необходимо предусмотреть право депутатских объединений на самороспуск, на слияние, выделение и разделение.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Фракции и группы являются формой депутатских объединений в парламенте. Фракции, группы и другие добровольные депутатские объединения создаются для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым представительным органом на основе свободного волеизъявления депутатов.
Общими чертами депутатских фракций и групп являются: политические критерии формирования, наличие определенных целей объединения, обязательность их регистрации, обладание определенной внутренней структурой и регламентом, наличие определенных преимуществ перед депутатами, не вошедшими в какие-либо депутатские объединения.
Фракции обладают такими особенностями, как обязательность создания, объединение на партийной основе, нерегламентированная численность.
Депутатская группа создается на добровольной основе депутатами, не вошедшими во фракции, кроме того, для них установлены численные ограничения по количеству депутатов при создании и прекращении деятельности.
Создание парламентских фракций осуществляется, как правило, на основе двух критериев: партийного и численного.
Партийный критерий используется в большинстве государств, где парламент формируется на многопартийной основе. Формирование партийной фракции на основе численного критерия означает наличие определенного минимума числа депутатов, являющихся членами какой-либо одной партии.
Законодательство в сфере регулирования вопросов формирования, регистрации и порядка прекращения деятельности депутатских фракций и групп требует дальнейшего совершенствования. Единообразные требований и критериев в данной области отсутствуют, требования, содержащиеся в регламентах законодательных органов различных субъектов РФ, различаются.
Прекращение деятельности депутатских объединений практически не регулируется нормативными актами субъектов РФ. Наиболее распространенным основанием прекращения деятельности депутатского объединения является снижение его численности ниже установленного минимума. Однако при отсутствии требований к численности депутатского объединения и такое основание не применимо.
Других оснований для прекращения деятельности депутатских фракций и групп в нормативных правовых актах субъектов РФ не предусматривается. На наш взгляд, необходимо предусмотреть право депутатских объединений на самороспуск, на слияние, выделение и разделение.
Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. С момента ее создания в ней традиционно создаются различного рода депутатские объединения. С 2007 года, когда была введена пропорциональная избирательная система для выборов депутатов Государственной Думы РФ, такие депутатские объединения как депутатские группы перестали формироваться. Депутатские фракции формируются на основании партийного критерия и численные критерии при их создании не используются.
В Государственной Думе действующего созыва фракции образованы четырьмя политическими партиями и наибольшее количество голосов из них имеет «Единая Россия».
Деятельность депутатских фракций и групп всегда носила активный характер. Фракции имеют возможность влияния на кадровый состав комитетов и комиссий Государственной Думы, на состав Совета Государственной Думы, на те законодательные акты, которые рассматриваются и принимаются Государственной Думы. Именно депутатские объединения выражают основные позиции политических партий, которые они представляют, и своих избирателей.
Целью данной работы является комплексное изучение деятельности депутатских фракций и групп и выработка рекомендаций по их совершенствованию.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!