Девиантное поведение подростков и его профилактика в работе социального педагога

Познание себя, своих определенных личных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С этим связано еще как минимум два – это поведенческий и оценочный. Для подростка важно знать не только, кто он есть на самом деле, но и насколько важны его индивидуальные специфические особенности. Оценка личных качеств происходит за счет системы ценностей, которая сложилась благодаря влиянию семьи и сверстников.
Подростковый возраст – это период, когда различные отдельные черты подростка диссонируют друг с другом. В отличие от реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я-идеальное». При достаточно высоком уровне притязаний и низкой оценки своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Именно поэтому возникает подростковая неуверенность в себе, когда переживаемый разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит обидчивости, упрямству и агрессивности. Если идеальный образ может быть достижим, то он побуждает к самовоспитанию. Естественно не все подростки способны проявлять силу воли, настойчивость и терпение к достижению созданному ими идеалу. Многих удерживает детское понятие, как «чудо», то есть вместо того, чтобы реализовываться и действовать, подростки погружаются в вымышленный мир фантазий.
В период перехода из подросткового возраста в период ранней юности представления о себе у подростка обычно приходят в норму и создают целостную систему – «Я-концепция», что является ключевым фактором в развитии самосознания.
В подростковом возрасте дети обладают выраженными потребностями в самостоятельности и общении с ровесниками. Такая подростковая самостоятельность означает стремление к независимости от взрослых, их опеки и контроля, а также освобождение от контроля родителей в не учебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о” подростковых реакциях” [5].
Л.Ф. Обухова в своем монографии отмечает, что увлечения в подростковом возрасте часто сменяют друг друга [5]. Подросток сам лично выбирает себе занятие, с помощью которого он сможет удовлетворить свои потребности в самостоятельности и познавательности.
Большое внимание в подростковом возрасте уделяется общению со сверстниками, в частности, личное общение. Друг в понимании подростка — это в какой-то мере личный психотерапевт, который умеет слушать, сочувствовать и принимать переживания. Обычно такие друзья — ровесники.
Для подростка крайне важно иметь референтную группу, чьи ценности он принимает и ориентируется. Однако, у подростков может возникать чувство одиночества, когда они оказываются изолированными от группы. Это в первую очередь связано с тем, что подросток слишком не уверен в себе, замкнут или излишне агрессивен и заносчив [2].
Другой важный пункт — это отношения со взрослыми в первую очередь с родителями. Общение со сверстниками и значение их мнений наиболее важно в вопросах взаимоотношений с мальчиками и девушками, в вопросах, касающихся моды и досуга. В то время, как позиция родителей влияет на ценностные ориентации подростка.
Большая часть конфликтов подростков с родителями возникает на стадии обильного родительского контроля за учебным процессом, поведением и даже выбором друзей. Наиболее подходящий стиль родительского контроля, который благоприятно влияет на взаимоотношения подростка с близкими – это демократический, который подразумевает под собой, что родители не ущемляют права подростка. Родители часто сами провоцируют на конфликты своих детей из-за отношения к нему, как к маленькому ребенку.
Таким образом, стоит заметить, что в подростковом возрасте изменения происходят на всех уровнях. Предметом нашего исследования является взаимодействие подростков со взрослыми и сверстниками, поэтому для исследования нам необходимо рассмотреть особенности социальной ситуации развития, характерной для подросткового возраста.
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ