детерминанты застенчивости | Пример курсовой работы

детерминанты застенчивости

Цель исследования: выявить факторы, детерминирующие личностную застенчивость и проанализировать программы ее коррекции, в том числе в групповом тренинге.

Другим способом защиты является подавление. Так, индивид стремится удалить из сознания и забыть собственные мысли о смущающих ситуациях, в которых они чувствовали застенчивость. При этом подавление является более опасным механизмом для человека по сравнению с отрицанием. Отрицая, люди потом могут вернуться и завершить ситуацию. В случае же подавления они отрезают для себя возможность реабилитации и обдумывания ситуации, при этом замыкаясь на себе.
Нередко застенчивость появляется в контексте эмоциональных контактов и в ситуациях, которые хотя бы в небольшой степени являются эмоциональными. В них индивид чувствителен к установкам, эмоциям, мнениям других. Исходя из этого, целесообразным представляется выявить происхождение и развитие этого феномена у младенцев и детей, для которых эмоциональные отношения являются доминирующими.
Несмотря на то, что гены, связанные с полом, могут оказывать влияние на склонность к переживанию застенчивости, культура и социальное окружение индивида становятся не менее важными детерминантами ее порога. Отметим, что каждая культура и субкультура по наследству передают некие правила и нормы, нарушение которых может вести к застенчивости.
Здоровый ребенок любознателен и активен. Множество вещей интересуют ребенка и создают для него возможные источники удовольствия. Низкий порог для возбуждения активности у маленького ребенка ведет к естественному самовыражению и саморазвитию, которые нередко переходят в исследовательское поведение. Однако реакции ребенка на широкий ряд стимулов будут неизбежно приводить к поведению, которое покажется родителям, другим взрослым или другим детям несоответствующим или ошибочным. Огромная способность детей к возбуждению, радости и активным действиям под влиянием этих эмоций значительно увеличивает диапазон возможностей для порицаемого поведения.
Другим парадоксом застенчивости является природа связи возбуждения и радости с ее активацией и переживанием. Люди, переживающие застенчивость, фокусируют внимание на себе. Переживание определенного уровня интереса и удовольствия – это необходимая предпосылка для активации застенчивости. Когда же переживание застенчивости наступило, оно резко тормозит эмоции удовольствия или интереса.
С годами через наблюдение за родителями и другими любимыми и вызывающими восхищение людьми ребенок формирует идеальный образ Я. Я-идеальное всегда находится вместе с ребенком. Чем больше дистанция между реальным Я и Я идеальным, тем более вероятно, что ребенок будет переживать застенчивость, как только потерпит неудачу в попытке соответствовать идеальному Я.
Еще одним парадоксом является связь между переживанием застенчивости и развитием эмоциональных связей. Как уже отмечалось, застенчивость, особенно сильная, наиболее вероятно будет проявляться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда же застенчивость возникает, она временно разрушает или сильно затрудняет социальное общение и межличностный контакт.
Застенчивость используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам, способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма, и таким образом, поощряет стремление к созданию положительных эмоций у других и в отношениях с другими. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для застенчивости. При этом существует парадоксальная зависимость: чем больше отождествление человека с группой и чем сильнее его чувство принадлежности, тем более уязвим он для осуждения группой и тем более вероятно, что его поведение будет определяться предвидением возможной застенчивости.
Переживание застенчивости начинается с внезапного и интенсивного усиления осознания своего Я. Осознание Я настолько доминирует в сознании, что когнитивные процессы резко затормаживаются, приводя к отсутствию мыслей и увеличению вероятности ошибок. Застенчивость обычно возникает в присутствии других людей, которые играют некоторую роль в его активации, но может возникать и в уединении. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Парадоксальным образом застенчивость иногда появляется после положительной и похвальной оценки со стороны других.
Ситуации, которые вызывают застенчивость, должны, вероятно, активизировать интерес или страх. Застенчивость характеризуется относительно высокой степенью напряженности и импульсивности и существенно большей степенью расположенности к объекту, чем любая другая отрицательная эмоция.
Таким образом, застенчивость имеет две функции, которые определяют его роль в эволюции. Она увеличивает чувствительность индивидуума к мнениям и чувствам других и таким образом способствует социальной конформности и социальной ответственности. Застенчивость увеличивает проницаемость границ Я. В то же время, она может играть значительную роль в развитии самоконтроля и самостоятельности. Противоборство и победа над застенчивостью могут увеличивать чувство личностной идентичности и свободы. Для борьбы с ней люди используют защитные механизмы подавления, отрицания и самоутверждения.

В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме застенчивости как свойства личности мы пришли к выводу, что в зарубежной психологии этот вопрос занимает одно из ведущих мест среди проблем межличностного общения. В то же время в российской психологии изучению застенчивости посвящено недостаточное число работ. Запросы практики ставят задачу изучить в первую очередь факторы, способствующие появлению застенчивости, а также возможные пути ее преодоления.
В настоящее время нет общепринятого научного определения понятия застенчивости, более того, авторы, изучающие данный феномен, расходятся даже в категориальной отнесенности. Впервые комплексное исследование застенчивости было проведено учеными Ф. Зимбардо и П. Пилконисом, которые определили застенчивость как внутренний страх перед людьми. В качестве механизма, запускающего застенчивость, авторами были выделены социальные контакты со значимыми людьми или коммуникация в значимой ситуации.
По мнению В.Н. Куницыной, застенчивость связана с переживанием психологического дискомфорта и нервно-психического напряжения, регулярными трудностями в установлении контактов, сниженной адаптивностью и самоуважением, а также повышенной сенситивностью в контактах.
Согласно А.В. Белоусовой, застенчивость как комплексное качество личности по своей природе ближе к аффективной, чем к коммуникативной сфере психики. В то же время механизм возникновения застенчивости связан с внутренним конфликтом между тревожностью и неуверенностью в себе, с одной стороны, и мотивацией достижения, высоким уровнем притязаний и общей активностью, с другой стороны.
Г.Н. Каменевой и Радоев Милица установлено отсутствие непосредственной связи между уровнем застенчивости и типом гендерной идентичности личности. Личностная застенчивость встречается у фемининного типа, а ситуационная – в группе андрогинных, так же как и у фемининных индивидов. Среди российских студентов выделяется даже две подгруппы фемининных индивидов, отличающиеся разной степенью застенчивости. Как полагают авторы, существуют некоторые переменные, характеризующие как маскулинную, так и фемининную модель, «недостаток» или «избыток» которых усиливает застенчивость.
Различные авторы выделяют общие характеристики в понимании генезиса застенчивости. Так, обнаружена связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и в процессе общения в целом.
Мы также проанализировали коррекционные программы зарубежных и отечественных авторов, направленные на работу с застенчивыми людьми. Так, программа Ф. Зимбардо включает в себя работу по развитию самопринятия, позитивного отношения к себе, развитию социальных умений и коммуникативных навыков, применение на практике усвоенных знаний и умений.
Программа К.С. Кондратьевой ориентирована на коррекцию ситуативной и личностной застенчивости учащихся старших классов. Основными мишенями психокоррекционного воздействия выступают: формирование или укрепление уверенности в себе; снятие нервно-психического напряжения; снижение уровня личностной тревожности; устранение иррациональных установок об отрицательном отношении объектов общения; формирование навыков эффективного социального взаимодействия; повышение самоценностного отношения.
Цель исследования: выявить факторы, детерминирующие личностную застенчивость и проанализировать программы ее коррекции, в том числе в групповом тренинге.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!