Денежно-кредитная политика и особенности ее осуществления в России

Цели и задачи

Целью работы является исследование особенностей осуществления денежно-кредитной политики в России.

Введение и актуальность


Административные (прямые) методы государственного регулирования представляют собой обязательные к исполнению субъектами денежно- кредитных отношений нормы и нормативы, установленные государством или его органом. Из этого следует, что административные методы регулирования в своей основе содержат экономическое принуждение субъектов денежно- кредитных отношений.
Необходимо отметить, что широкое распространение данных методов регулирования в условиях рыночного хозяйства может иметь отрицательное значение, так как они имеют противоречия с основными принципами организации рыночной экономики. Однако, более приемлемы в условиях рыночной экономики экономические (косвенные) методы государственного регулирования денежного обращения. Это мероприятия, при которых в большей степени оказывается косвенное воздействие на решения, которые принимаются хозяйствующими субъектами, при этом не предполагается установление прямых запретов или лимитов.
Административные и экономические методы в совокупности (так называемое смешанное регулирование) часто применяются в процессах интервального регулирования. Интервальным регулированием является метод, когда «регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а вне ограничений функционируют те или иные стимулы, которые зависят от цели и задач регулирования».
Сегодня Банк России обладает достаточным количеством средств, возможностей и ресурсов для того, чтобы разработать эффективную денежно-кредитную политику. Вместе с тем, её практическая реализация осуществляется широким набором инструментов, применяемых в различных внутренних и внешних условиях для управления состоянием денежно- кредитной и банковской систем. Часто применяемыми в настоящий момент инструментами денежно-кредитного регулирования являются следующие: «обязательное резервирование, валютное регулирование, операции по предоставлению кредитов без обеспечения, рефинансирование банков, ломбардные кредиты, кредиты overniqht, внутридневные кредиты, операции на открытом рынке, депозитные операции банка, прямые количественные ограничения, операции с облигациями Банка России».
Проанализировав перечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования, стало очевидно, что их применение осуществляется для ограничения объёма денежной массы в экономике страны или для ее расширения.
В первом случае денежно-кредитная политика носит название ограничительной, по-другому кредитной рестрикции, при которой предполагается сокращение объема денежной массы для сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, который сопровождается ростом цен, спекуляциями на рынке ценных бумаг, а также нарастанием диспропорций в экономике. В таких ситуациях Банк России стремится к предотвращению перегрева экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии платежных средств. Второй случай предполагает стимулирующую денежно-кредитную политику, по-другому кредитную экспансию, которую проводят для того, чтобы внести оживление в экономическую активность в стране. Её проводят при падениях производства и увеличении безработицы через расширение сферы кредитования и снижение нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.
Из этого можно заключить, что областью применения денежно- кредитной политики и регулирования являются преимущественно макроэкономические процессы и пропорции, что, по мнению авторов, не всегда отвечает поставленным целям в рамках денежно-кредитной политики государства. Рассмотрим, как влияет проведение не дифференцированной по регионам сдерживающей кредитно-денежной политики на их развитие.
Можно предположить, что ее итоги окажутся различными для регионов с разной степенью социально-экономического развития, во-первых, так как экономически благополучные регионы располагают большими экономическими, политическими и ресурсными возможностями, чтобы компенсировать уменьшение денежной массы и массы кредитных ресурсов, чем депрессивные регионы.
Результатом применения такой политики станет более быстрая концентрация денежно-кредитных ресурсов в экономически благополучных регионах, например, из-за ускоренного оборота капитала, множества инвестиционных возможностей, а значит и увеличенной прибыли на капитал. Не дифференцированное по регионам денежно-кредитное регулирование усиливает неравномерность территориального развития страны, а это противоречит стратегическим целям общегосударственной, экономической политики и политики денежно-кредитного регулирования.
Стоит отметить, что применение предлагаемых мер на практике повлечёт за собой серьезные изменения в системах государственного планирования и прогнозирования, однако данные изменения направлены на совершенствование денежно-кредитной системы страны и получение в дальнейшем реальных положительных результатов.
Таким образом, денежно– кредитная политика представляет собой важный компонент системы государственного регулирования экономики. При ее разработке должны учитываться специфика каждого этапа развития общества, особенности внутренней и международной обстановки, реальные возможности государства, как экономические, так и финансовые, а также различия между некоторыми регионами в уровнях экономического развития.

Заключение и вывод


Подводя итоги, делаем вывод, что денежно-кредитная политика страны – это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны.
Успешное развитие экономики в стране зависит от проводимой государством денежно – кредитной политики, так как она воздействует на общее количество денег в обращении в стране, чтобы обеспечить стабильность цен, рост реального производства, а также занятость населения. Второе наименование денежно-кредитной политики - монетарная.
Денежно – кредитная политика оказывает воздействие на экономику через процентные ставки, так как ее основным параметром является ключевая ставка Центрального Банка, который является так называемым «проводником» этой политики в стране.
Существуют следующие типы денежно-кредитной политики: первый тип – это жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержку денежной массы на определенном уровне; второй тип - это гибкая монетарная политика — политика, направленная на поддержку ставки процента на определенном уровне.
В зависимости от спроса на деньги и определяется тот или иной тип монетарной политики. Если изменяется скорость обращения денег, то выбирается гибкая монетарная политика. Если причиной спроса служит инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика. Также вид монетарной политики в основном зависит от ситуации в стране. Если в государстве наблюдается высокая безработица, экономика переживает спад, то проводится политика «дешевых» денег, которая направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к наращиванию инвестиций в экономику, а также росту потребительского кредита. В результате этого создаются условия для роста экономики и сокращения безработицы.
Снижение ставки происходит из-за увеличения предложения денег. При этом Банк России может проводить следующие мероприятия: покупка государственных ценных бумаг; снижение норм обязательных резервов; снижение учетной ставки. Когда в стране наблюдается рост инфляции, то проводится политика «дорогих» денег, направленная на сокращение не только совокупных расходов, но и совокупного спроса. Суть этой политики заключается в сокращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае Центральный Банк проводит такие мероприятия, как продажа ценных бумаг; увеличение учетной ставки; увеличение нормы обязательных резервов.
Основными целями денежно-кредитной политики на 2018-2020 годы являются: стабилизация процентной ставки или денежной массы, постоянное поддержание инфляции около 4%, а также стимулирование сбережений граждан, их защиту от инфляционного обесценения, создание условий для изменения сбережений в инвестиции.
Перспектива развития денежно-кредитной политики в 2018 -2020 года такова, что она будет также оставаться умеренно жесткой достаточно длительное время и возможность снижения процентных ставок в экономике будет ограничена. Затем, по мере закрепления инфляции около 4%, денежно- кредитные условия будут поэтапно смягчаться, тем самым поддерживая восстановление роста активности в экономике. Весомыми рисками для прогноза инфляции на перспективу трех лет могут являться скачки внутренних и внешних продовольственных цен, ускорение роста административно регулируемых цен и тарифов, а также изменения бюджетной политики, которые влекут за собой возможное ускорение индексации расходов или повышение налогов. В противном случае, несоответствия заявленным планам, Банк России будет вынужден осуществлять более жесткую денежно-кредитную политику.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ