Церковно-монастырская благотворительность | Пример курсовой работы

Церковно-монастырская благотворительность

Цель работы – раскрыть особенности церковно-монастырской благотворительности в России.

Все возрастающее значение Русской Православной Церкви (далее по тексту РПЦ) также детерминировано рядом теоретических, социально-экономических, политических, нравственно-психологических факторов. На протяжении всей многовековой истории России церковь играла важнейшую роль в процессе эволюции отечественной государственности, под ее непосредственным воздействием формировались национальный менталитет, национальное самосознание. Будучи одним из институтов гражданского общества, РПЦ принимает деятельное участие в решении социальных проблем, среди которых профилактика таких асоциальных явлений как: токсикомания и наркомания, алкоголизм, преступность, суицид и т.д. В настоящее время РПЦ выступает одним из институтов социальной поддержки, который прежде всего, способствует духовному возрождению, культивирует христианские духовно-нравственные ценности, воспитывает в человеке такие качества как милосердие, сострадание, благотворительность, уважение и любовь к ближнему. Она играет важное значение в выборе жизненных ориентиров и формировании духовно-нравственных качеств как отдельно взятой личности, так и общества в целом. В современном российском обществе стали фактом нашей реальной жизни: значительная социальная дифференциация, часть экономически активного населения испытывает безработицу, отсутствие или значительное снижение государственного финансирования ряда сфер общественной жизни и т.д., и это, конечно же, негативно сказывается на социальном самочувствии граждан России. Оказание психологической, материальной и иной помощи, нуждающимся в ней слабозащищенным и обездоленным гражданам, настоятельно требует обращения к практике организации социального служения РПЦ, в рамках которой оказывается соответствующая социальная помощь. В настоящее время, как никогда необходимо теоретическое переосмысление таких понятий как «благотворительность», «милосердие», «милость», которые являются неотъемлемой частью социального служения, и это особенно востребовано в сложившихся социально-экономических условиях, когда значительная часть населения проживает в условиях бедности. Это важно и потому, что происходит переоценка нравственных норм и принципов, связанных с понятием справедливого социального устройства государства. В настоящее время РПЦ обладает огромным многовековым опытом социальной работы, которая нашла свою реализацию в социальном служении, и эта практика имеет не только научно-теоретическое значение, но и практическое, так как в современных исторических условиях она как никогда востребована в силу того, что достаточно большие социальные группы граждан в имеющихся социально- экономических условиях все более нуждаются в социальной помощи. РПЦ располагает значительным социальным потенциалом, т. е. тем набором тех средств и источников, возможностей, ресурсов (прежде всего социально-психологических), с помощью которых она, участвуя в жизни общества, может влиять на направленность общественных отношений и формировать их результаты и, конечно же, оказывать воздействие на социальное самочувствие, социальную стабильность. Социальное служение РПЦ имеет непреходящую научную и социально-политическую значимость и как результат взаимодействия государства, общества и церкви в решении важнейших социальных проблем. Актуализация проблемы социального служения РПЦ вызвана также и тем, что лишь только за последние три года ей были посвящены V Общецерковный съезд (проходивший 3 сентября 2015 года) и VII (который проходил 25 октября 2017 года). Социальное служение строится в соответствии с социальным учением, которое нашло свое полное отражение в таком документе как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в 2000 году. Социальная концепция РПЦ представляет собой тот фундамент, на котором базируется социальное служение. Социальное служение РПЦ строится в соответствии с документом, регламентирующим эту деятельность – «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Социальное служение РПЦ осуществляется в процессе социальной работы, суть которой предельно точно сформулировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 25 октября 2017 года в Храме Христа Спасителя в Москве на открытии VII Общецерковного съезда по социальному служению. Социальное служение в обязательном порядке предполагает благотворительность и милосердие, и они, в свою очередь, должны строиться на таких принципах, которые, на наш взгляд, достаточно полно отразил Н.Д. Амбарцумов. Согласно его взгляду, эти принципы должны быть следующими: 1. Милостыня должна быть тайная, не ради славы среди людей. 2. Размер милостыни определяется не величиной поданного, а мотивацией благотворителя и актуальностью поданного. 3. Милостыню необходимо подавать всем нуждающимся. Нет более достойных милостыни или менее. Все нуждающиеся имеют право получить от христианина помощь. 4. Христианин не может достичь желаемого спасения, если не будет совершать дела милосердия.5. Неисполняющий заповеди о благотворительности будет наказан от Господа. 6. И наоборот – исполняющий заповедь о милосердии приобретает всяческое благословение и воздаяние от Бога. 7. Получающие благотворительность тоже должны следить за собой, не эксплуатировать напрасно тех, кто им благотворит. Нет необходимости, чтобы благотворитель помогал из последних сил, но столько, сколько может. В настоящее время в рамках социального служения РПЦ действуют программы: медицинская; антиалкогольная; детская; по борьбе с безработицей; социальная деятельность РПЦ в сфере образования; помощи престарелым и инвалидам; работы с беженцами и с жертвами стихийных бедствий; работа с заключёнными; патронажной помощи; социальное служение РПЦ в Вооружённых силах. Вывод. РПЦ в рамках государственно-конфессиональных отношений, соработничества с государственными учреждениями, активно участвует в реализации социальных программ по поддержке, укреплении и защиты семьи, оказывает помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства, лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи.
На протяжении многих веков церковь и монастыри представляли помощь нуждающимся в виде: кормление нищих; раздача бедным людям одежды, денег; создание сиротских приютов, учреждение образовательных учреждений для детей из бедных семей, где их обучали грамоте; устройство лечебниц для бедных и нищих и др. Благотворительность церквей и монастырей, оказываемая нищим, убогим и больным способствовала возникновению сострадания у населения. Наряду с молитвой и постом, раздача милостыни служила христианским долгом милосердия. Подводя итог, следует отметить, что русская церковь всегда заботилась о бедных и нуждающихся. Церковь носила не только религиозно-нравственный характер, но и располагала необходимыми материальными возможностями для оказания помощи. Государственная власть ощущала ответственность перед нуждающимися, в связи с чем, деятельность монастырей и церквей получала поддержку со стороны властей. Механизм реализации мер по оказанию социальной помощи нуждающимся осуществлялся через монастыри, церковно-приходские общины. Финансировалась данная работа из взносов прихожан, средств монастырей и церквей, частично из средств княжеской, царской казны. Однако, несмотря на это, более гармоничная система в данной сфере деятельности создана не была. Это явилось основанием для возникновения новой системы государственного призрения, которая получила свое дальнейшее продолжение в императорской России, Советском Союзе, Российской Федерации. Позитивный опыт, накопленный Русской Православной Церковью на протяжении многовековой истории благотворения, нуждается в тщательном изучении и творческом использовании в современных условиях для преодоления негативных явлений, связанных с ослаблением ведущей роли государства в сфере помощи нуждающимся, для организации разумно сбалансированной и эффективной системы социальной работы.Сегодня необходимо возвращение в жизнь российского социума Русской Православной Церкви, активизация социального служения Церкви в обществе. В то же время, российское общество не в полной мере готово к восприятию Церкви как субъекта современной российской культуры. Не в последней степени причиной тому является практическое отсутствие, по выражению лингвистов, фоновых знаний у представителей секулярной культуры, необходимых для такого рода диалога. Накопленный Православной Церковью опыт в сфере социальной работы и частной благотворительности необходимо использовать в современных условиях, воскрешая из небытия имена и дела наших соотечественников – лучших деятелей благотворения прошлого.
Цель работы – раскрыть особенности церковно-монастырской благотворительности в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!