Ценовая политика предприятия | Пример курсовой работы

Ценовая политика предприятия

Целью данной курсовой работы является анализ ценовой политики на предприятии.

Достижение максимальной величины прибыли в современных условиях требует постоянного контроля условий как внешней о состоянии (рыночной конъюнктуры, спроса, уровне цени т.п.), так и внутренней среды (процесс формирования себестоимости продукции). Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.
Система «директ – костинг» является эффективным интструментом управления затратами и прибылью благодаря высокой степени интеграции учета, анализа, и системы принятия решений. Основное внимание в системе директ-костинга уделяется анализу зависимости затрат от объемов производства, что, в свою очередь, дает возможность гибкого и оперативного управления финансовыми результатами предприятия.
Маржинальный анализ позволяет получить следующую информацию для принятия решений:
действие операционного рычага;
объем производства, позволяющий осуществлять безубыточную деятельность, при определенных значениях цен, постоянных и переменных издержек;
величина запаса финансовой прочности;
необходимый объем продаж для получения целевой величины прибыли [15, c. 89].
Безубыточность — это объем производства или продаж, когда бизнес является не прибыльным, но и не несет убытков. В ситуации безубыточности, выручка покрывает лишь сумму затрат, а прибыль равна нулю. Безубыточный объем может быть выражен как в стоимостном, так и в натуральном выражении, то есть в том количестве продукции, которую нужно продать, чтобы полностью покрыть издержки, при этом каждая дополнительная единица продукции уже принесет прибыль хозяйствующему субъекту.
Зона безопасности представляет собой разницу между фактическим размером дохода от реализации и безубыточным. Чем больше зона безопасности, тем стабильнее финансовое состояние хозяйствующего субъекта [8, c. 56].
Рассмотренные показатели широко применяются хозяйствующими субъектами в разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке эффективности текущей деятельности.
Рассмотрим методику расчета основных показателей маржинального анализа. Для нахождения безубыточного объема в стоимостном выражении необходимо величину общих постоянных затрат разделить на удельный вес маржинальной прибыли:
(1.3)
где А – величина постоянных затрат;
Дмп – доля маржинальной прибыли в величине выручки.
При производстве одного вида продукции безубыточный объем определяется также и в натуральном выражении (в единицах продукции):
(1.4)
Для расчета точки критического объема продаж в процентном отношении к максимальному объему используется следующая формула:
(1.5)
где МП – величина маржинальной прибыли.
Иногда аналитику необходимо определить объем продаж для получения суммы прибыли, которая обеспечит рыночную норму доходности на собственный капитал, для чего используется следующая формула:
(1.6)
Если предприятие производит или продает несколько видов продукции, то показатель определяется в стоимостном выражении:
(1.7)
Зона безопасности (запас финансовой прочности) аналитическим способом по стоимостным показателям используется следующая формула:
(1.8)
В случае производства одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
(1.9)
Кроме того, с помощью маржинального анализа можно определить критический уровень таких параметров, как сумма постоянных затрат, уровень цен при известном значении других факторов [5, c. 15].
Важную роль в изучении возможных реакций со стороны потребителей на изменение цены играет понятие эластичности.
Эластичность спроса относительно цены отражает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент[7, c. 90-91].
Коэффициент эластичности спроса определяется следующей формулой:
(1.10)
где — относительное изменение (темп прироста) величины спроса;
— относительное изменение (темп прироста) цены.
Коэффициент эластичности используется для наиболее общей характеристики спроса.
Если , спрос совершенно неэластичен, никакое изменение цены не влияет на объем спроса.
Если , спрос совершенно эластичен, малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса. И наоборот, малое снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объема спроса.
При говорят, что спрос имеет единичную эластичность, изменение цены на 1% ведет к изменению объема спроса также на 1%. В этом случае кривая спроса имеет форму равнобочной гиперболы [9, c. 134].
Таким образом, анализ ценовой политики осуществляется по таким направлениям, как динамика цен, их влияние на выручку, маржинальный анализ, анализа эластичности. Маржинальный анализ позволяет предприятию осуществлять анализ таких показателей деятельности, как затраты, выручки прибыль. На основе анализа производится планирование минимальных объемов для получения прибыли, а также критических уровней затрат, цены. Кроме того, маржинальный анализ позволяет определять параметры производства для получения целевой прибыли, допустимые отклонения в объемах продаж и др.
Таким образом, рыночная цена в конечном счете представляет собой количество денежных единиц, которое покупатель решает передать продавцу в обмен на право обладание товаром, оплату работ и услуг. Поэтому решения по установлению цены должны приниматься в рамках общепринятой политики ценообразования, которая связывает достижение конкурентных преимуществ с более низкими затратами на производство и сбыт продукции, т. е. с учетом низких издержек.
Основными направлениями экономического анализа ценовой политики предприятия являются анализ динамики цен, влияния структурных изменений в качестве и ассортименте продукции на средний уровень цен, анализ безубыточности.
Показатели, полученные в ходе анализа безубыточности, широко применяются хозяйствующими субъектами в разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке эффективности текущей деятельности.
Нами был проведен анализ ценовой политики на примере ООО «Приозерский молочный завод». Предприятие осуществляет производство и реализаций хлебобулочных изделий.
Выручка предприятия увеличилась в 2016 году на 10196 тыс. руб. всего, в том числе за счет роста цен на продукцию на 8000 тыс. руб., за счет роста объема продаж на 2196 тыс. руб. При этом цены обеспечивают большую часть прироста выручки по таким товарам, как кефир, ряженка, варенец, снежок, йогурт, сметана, творог и соевые коктейли.
Средняя цена на молочную продукцию увеличилась на 1,91 руб., в том числе на 1,77 руб. за счет изменения цен на отдельные товарные группы, на 0,14 руб. за счет изменения в структуре ассортимента.
Анализ эластичности спроса показал, что высокоэластичными являются такие товарные группы, как молоко, варенец, снежок, ацидофилин, творог. Изменение цен на эти товары повлечет значительные изменения продаж. Спрос на такие товары, как кефир, ряженка, йогурт, сметана, соевые коктейли является малоэластичным, то есть слабо зависит от колебаний цен.
Кроме того, мы можем отметить, что рост цен на такие товары, как молоко, кефир, ряженка, ацидофилин не привел к снижению объемов их продаж в натуральном выражении.
Наименьшее влияние на объемы продаж оказывает изменение цен на кефир, коэффициент эластичности равен 0,172. Наибольшую зависимости от цен имеют снежок, ацидофилин и молоко.
В целом спрос на продукцию предприятия является неэластичным, о чем свидетельствует коэффициент эластичности 0,182 (<1).
Проведенный анализ безубыточности позволил сделать выводы о том, что предприятие несет убытки при производстве кефира, варенца, снежка, в связи с чем необходимо пересмотреть ценную политику на эти группы.
Однако в целом предприятия имеет большой запас финансовой прочности, и приданном уровне цен на продукцию может сокращать объемы производства на 38,5% в 2015 г. и 30,3% в 2016 г., оставаясь безубыточным. Анализ затрат позволил утверждать, что основным фактором роста затрат являются себестоимость единицы продукции.
Проведенный нами во второй главе позволил безубыточности позволил выявить товарные группы, производство которых убыточно для предприятия. Для таких товаров, как варенец, снежок и кефир необходимо менять цену или объем производства, поскольку при данных параметра производства они приносят убытки предприятию. При этом анализ эластичности показал, что снижение цен для варенца и снежка приведут к росту их продаж.
Нами было предложено два направления изменений в ценовой политики по результатам анализа. Во-первых, необходимо сократить убыточные ассортиментные группы, что приведет к снижению общих затрат организации. Во-вторых, необходимо стимулировать продажу тех ассортиментных групп, которые являются высокоэластичными. Изменение ассортимента позволит в дальнейшем укрепить позиции компании на рынке, выйти на новые сегменты.
От применения предложенных мероприятий по совершенствованию ценовой политики выручка по товарным группам дополнительная выручка составит 2954,25 тыс. руб., затраты при этом увеличатся на 2919,47тыс. руб., что принесет дополнительную прибыль в размере 34,78 тыс. руб. Рентабельность предложенных мероприятий составит 1,2%.
Целью данной курсовой работы является анализ ценовой политики на предприятии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!