Цена и ценообразование | Пример курсовой работы

Цена и ценообразование

Цель работы – раскрыть основные аспекты ценовой политики фирмы.

Закупочные цены представляют собой цены (оптовые), по происходит реализация сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными фирмами, фермерами и гражданами. По собственному составу закупочная цена включает в себя: во-первых, себестоимость, во-вторых, величину прибыли, которая необходима с целью продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рынка на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта являются платой за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными компаниями с отправителей грузов и населения. Составными элементами тарифа являются издержки и прибыль транспортных компаний и НДС.
Розничные цены представляют собой цены, по которым происходит реализация товаров в розничной торговой сети населению, компаниям, они конечные; по данным ценам происходит выбытие товаров из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производственном процессе.
Можно характеризовать состав розничной цены такими основными элементами, которые ее образуют: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка. Торговая надбавка включает в себя издержки торговых компаний и их прибыли с целью продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается компаниями розничной торговли в процентах к ценам покупки товаров (с НДС). Схематичным образом весь процесс ценообразования можно показать так (рис. 1).
Достаточно просто заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. Необходимо заметить, что на каждой стадии продажи (оборота) товара в цену дополнительно происходит включение НДС, а вместе с тем акциза (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет компанией-изготовителем товара.
Цена представляет собой форму выражения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена. В данной формулировке выделены два основных акцента. Во-первых, была подчеркнута непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которая есть у него как у объекта потребления. Во-вторых, по этой трактовке цена товара проявляется в качестве экономической сущности только в условиях его обмена на денежные средства или иной товар. Поэтому вне рынка, без купли-продажи, о цене вести речь не приходится, цену установить способным является только рынок.
Цена не является свойством продукта труда от природы. У самих по себе продуктов труда нет цены. Цена есть только у такого продукта труда, который приобретает определенную общественную форму – форму товара. Рыночное существование цены обусловлено наличием стоимости.
Функции цены тесным образом взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Стимулирующей функцией усиливается функция балансирования спроса и предложения, потому что она способствует производству товаров, которые пользуются спросом. Распределительная функция находится во взаимодействии с функцией цены в качестве средства рационального размещения производства, тем самым способствуя ресурсному распределению. Стимулирующая и перераспределительная функции находятся во взаимосвязи, потому что они обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. В итоге все ценовые функции направлены на то, чтобы объединять интересы производителя и потребителя, обеспечивать им условия реализации их интересов.
В качестве первого и важнейшего признака классификации цен выступает их дифференциация согласно обслуживаемой сфере товарного обращения.
Согласно этому признаку цены подразделяют на такие важнейшие виды:
– оптовые цены на продукцию промышленности;
– цены на строительную продукцию;
– закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
– тарифы грузового и пассажирского транспорта;
– розничные цены;
– тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
– цены, которые обслуживают внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
В узком смысле, под ценовой политикой понимают процесс установления цены, который основан на реализации общих принципов, использование которой дает возможность осуществить разработанную стратегию. В широком смысле, под ценовой политикой субъекта хозяйствования понимают установление ценового уровня и возможных вариантов их изменения согласно целям и задачам, которые решаются субъектом хозяйствования в краткосрочном периоде и на перспективу. Ценовая политика хозяйствующего субъекта вырабатывается в результате сотрудничества и взаимодействия работников отделов бухгалтерии, финансового и маркетингового отделов, специалистов по снабжению и сбыту, а вместе с тем конструкторов и технологов.
Процедура разработки ценовой политики, а потом и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино разного рода факторов, которые способны воздействовать на условия сбыта и прибыльность операции субъекта хозяйствования при тех или иных вариантах цен на его продукцию.
Покупатели, конкуренты, затраты, государство выступают самыми существенными факторами, которые воздействуют на формирование цен. Практикой доказано, что грамотным образом сформированная ценовая политика выступает как один из слагаемых коммерческого успеха субъекта хозяйствования, обеспечения его конкурентоспособности.
Следовательно, управление ценами, выступая составной частью краткосрочной финансовой политики, может отражать общую финансовую стратегию хозяйствующего субъекта. Согласно целевым установкам, управление ценами в субъекте хозяйствования может быть текущего и стратегического характера, т.е. проводиться в рамках краткосрочной и долгосрочной его финансовой политики. Практическим проявлением ценовой стратегии является долговременная цена, у которой происходят небольшие изменения в течение длительного временного периода.
В современной экономической литературе методы определения цен весьма разнообразны. С целью установления уровня цены на рассматриваемую продукцию обычно используются так называемые параметрические методы: балльный метод, метод удельной цены и регрессионный метод.
Ценовая политика субъекта хозяйствования основывается на маркетинговых исследованиях. Производителем продукции формируется цена ее реализации под воздействием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в этом рыночном сегменте. При проведении ценовой политики субъектом хозяйствования принимается во внимание существующая в рыночной экономике обратная связь между ценой продажи товара и размером спроса на него. Рыночная цена товара и его предложение находятся в прямой зависимости.
Мониторинг цен и ценовых соотношений представляет средство для анализа рыночной ситуации и принятия управляющего ценового решения. Методы полной и частичной корректировки цен организация в ходе изменения конъюнктуры рынка являются одновременно методами повышения конкурентоспособности. Они связаны с выбором следующих разновидностей цен: эластичной цены, быстроменяющейся под влиянием соотношения спроса и предложения; скользящей цены, понижающейся при насыщении рынка товаром; сегментной цены, представляющей уже сложившуюся в сегменте рынка цену на товар; демпинговой цены реализации товаров по бросовым ценам; преимущественной цены, отличающейся от демпинговой систематическим понижением за счет лидирующих позиций организация на рынке; пониженной против большинства организаций цены производителей, средней между демпинговой и преимущественной ценами.
Цель работы – раскрыть основные аспекты ценовой политики фирмы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!