Целеполагание в учебной деятельности студента как метапроцесс | Пример курсовой работы

Целеполагание в учебной деятельности студента как метапроцесс

Цель исследования – описать модель целенаправленного педагогического воздействия (МЦПВ), объединяющую познавательную деятельность, развитие и воспитание студентов в учебном процессе ФГБОУ ВПО “Московский государственный университет путей сообщения”.

С определения цели начинается любая деятельность человека или группы людей. Как правило, социальные системы состоят из большого числа компонентов. Поэтому главная цель расщепляется на подцели разного уровня. Создается так называемое «дерево» целей, в котором иерархически цели меньшего уровня подчинены целям более высокого уровня. Процесс создания иерархической системы целей принято называть целеполаганием. В самом общем представлении «Целеполагание – это сердцевина сознания: прежде чем что-либо сделать реально, человек “делает” это в своем представлении». Более детально: «Целеполагание. Это – процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это – ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению – выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов, сил и возможностей – выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект – формулировка цели» [15].
Сказанное вполне относится к таким сложным явлениям как система общего и профессионального образования и учебный процесс. Проблема целеполагания в образовании не является новой. Педагогическая и научная общественность периодически возвращается к ее решению в зависимости от ситуации и конъюнктуры, но всегда останавливается на половине пути. Наверное, было бы неразумно ждать полного ее решения. Хотя бы потому, что сама система образования не стоит на месте, периодически обновляется. Однако отставание темпов решения данной проблемы от социально-экономических изменений, происходящих в стране, настолько очевидно, что очередная попытка ее обсуждения не будет лишней. Для того чтобы убедиться в серьезности данной проблемы, достаточно задать студенту несколько вопросов, связанных с его будущей профессиональной деятельностью. Например, такие вопросы: [17]
Что дало изучение дисциплины для выбранной Вами профессии учителя?
Направлено ли изучение материала специальной дисциплины на формирование профессиональных умений и навыков? Если «да», то почему?
Знакомы ли Вы с целью практического занятия?
Маловероятно, что все ответы будут положительными и аргументированными. Чаще всего студент не видит и не понимает стоящих перед ним профессиональных целей. Еще более показательными являются беседы с бывшими выпускниками, которые открыто заявляют, что значительная часть теоретического материала специальных дисциплин ими никогда не была и не будет использована в практике; что в вузе они мало занимались своей профессиональной деятельностью. Здесь уместно упомянуть слова известного ученого Владиславлева о том, что выпускник вуза – это еще не специалист. Доведение его до уровня настоящего специалиста происходит на производстве в течение нескольких лет.
Не способствуют решению проблемы целеполагания методические материалы, разрабатываемые преподавателями вузов. В них, как правило, цели обучения также не конкретны и касаются лишь познавательной деятельности. [19]
Образовательные стандарты первого и второго поколения вузов ориентировали и ориентируют в основном на познавательные цели, «забывая» о развивающих и воспитательных целях. Эту недоработку в государственных образовательных стандартах пришлось дополнять специальным приказом Министерства образования и науки.
В настоящее время, в период разработки стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, может повториться прежняя ситуация. Вопрос о целеполагании снова остается «пасынком» образования и почти не обсуждается ни в печати, ни на совещаниях. Доминирующей остается познавательная цель, которую всегда проще сформулировать стандартными фразами, такими как: «решить уравнение», «доказать теорему», «расширить знания в области…», «научить применять знания на практике» и т.п. [17]
Развивающие цели упоминаются крайне редко. В учебном заведении о них не говорят.
Вопросы воспитания студентов в учебном процессе решаются просто: предмет сам воспитывает и развивает. Перечень примеров игнорирования истинных целей обучения можно продолжить. Поэтому необходимо разрабатывать сквозные цели обучения, начиная с цели подготовки специалиста и кончая целями учебной деятельности по предмету. В противном случае студенты сами формулируют цели своей работы. Чаще всего они далеки от истинной цели обучения в вузе: «как бы получить зачет», «сдать бы экзамен на хорошую оценку» и т.п. В контексте целеполагания возникает опасность того, что вечная проблема качества подготовки специалистов останется не только не решенной, но и вообще загнанной в тупик. По-прежнему будем готовить специалиста не туда куда надо, не для того, кому он нужен, короче говоря, полуфабрикат. [14]
В самой общей форме цель профессионального образования сформулирована в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования». Можно привести десятки других примеров определения цели профессионального образования. Суть их та же. Разница заключается в акцентах и доминирующих парадигмах. [20]

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. Целеполагание в педагогическом и психологическом смысле направлено на изменение сознания обучающегося, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включение личности учащегося в планирование своей учебы, осознание своих результатов, в конечном итоге – превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Для первокурсников наиболее характерен процесс привыкания к новым условиям учебы, общения с однокурсниками. Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля в начале учебной деятельности в вузе может отрицательно влиять на успеваемость и самочувствие студентов, что нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного выбора. У большинства из них сомнения порождает недостаток осведомленности о своей будущей профессии, что в свою очередь меняет их установки, вызывая потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Эта неудовлетворенность может отразиться на уровне самооценки при ухудшении отношений в учебной группе. Поэтому так важно уже на первом курсе не только привыкать к новым условиям, но и активно приобщаться к жизнедеятельности студентов в вузе, т.е. активно осваивать новые формы учебы, участвовать в творческой научной работе и заниматься по интересам общественной деятельностью.
В условиях социально-экономических реформ необходимо повышать значимость и такого мотивирующего фактора как возможность получить хорошо оплачиваемую работу, а для этого ориентировать студентов на возможность получения дополнительной специальности. Студентам, которые поступили в пединститут ради получения высшего образования и слабо представляют особенности будущей специальности, требуется помощь со стороны кураторов выпускающих кафедр. Вызвать интерес именно к данной специальности и научно-исследовательской деятельности у студентов – одна из задач куратора, которую он должен решать совместно с другими преподавателями и руководство факультета.
Неудовлетворенность подготовкой к занятиям связана у многих студентов с неумением записывать лекции, а также с невозможностью (или неумением) планировать свою самостоятельную работу. Большинство студентов планируют свою самостоятельную работу на неделю или на учебный день, планирование же на месяц или семестр вызывает трудности. В связи с возникающими трудностями обучения примерно у половины студентов снижен интерес к научно-исследовательской работе.
Недостаточно высокий уровень удовлетворенности учебой у первокурсников свидетельствует о слабой адаптированности к учебному процессу. Повысить этот показатель возможно также с помощью кураторов, которые способны организовать дополнительные консультации и индивидуальную поддержку первокурсникам, не умеющим еще самостоятельно готовиться к сессии.
Студенты 3 курсов, как правило, одновременно с учебой решают и иные проблемы: они стремятся найти работу по специальности, обзаводятся семьями, определяют личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это вместе взятое вступает в противоречие с достаточно регламентированной жизнедеятельностью вуза, что затрудняет развитие профессионально-педагогического самосознания, познавательных процессов, коммуникативной культуры – ведущих видов деятельности и психических новообразований, характерных для студенчества как специфической возрастной и социально-профессиональной группы. Именно этими обстоятельствами можно объяснить падение интереса к учебе у студентов от курса к курсу.
Цель исследования – описать модель целенаправленного педагогического воздействия (МЦПВ), объединяющую познавательную деятельность, развитие и воспитание студентов в учебном процессе ФГБОУ ВПО “Московский государственный университет путей сообщения”.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!